Создание Местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника, положило начало развитию государственной системы защиты населения и территорий. 4 октября 1932 г. принято считать днем рождения МПВО, вросшей впоследствии в систему гражданской обороны страны.
Проблемы защиты людей от вражеских набегов, природных катастроф уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. Однако с развитием научнотехнического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные опасности для мирного населения. Особенно серьезно это проявилось уже в начале 20го века. Мощные по своему разрушительному воздействию артиллерийские системы, военная авиация, химическое оружие обусловили необходимость создания адекватных средств и способов защиты как войск, так и мирного населения, развития соответствующих сил и организационных структур.
Первые шаги
Необходимость создания государственной организации защиты населения стала очевидной в феврале 1918 года, когда германские войска перешли в наступление и на широком фронте вторглись в глубь территории России.
Именно в этот период для борьбы с германской авиацией в Петрограде создавалась противовоздушная оборона, в состав которой входили авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. Была организована сеть наблюдательных пунктов. Населению выдавались защитные маски, противогазовая жидкость и памятки с указаниями, как можно избежать отравления ядовитыми газами, создавались медицинские пункты, летучие отряды, команды для оказания первой помощи пострадавшим гражданам. Были организованы светомаскировка, оповещение. В этот же период были выработаны организационные основы эвакуационных органов.
Опыт этот пригодился и к началу 30х годов. Система мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий страны от вооруженного нападения противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы промышленных предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время в основном сложилась.
А 4 октября 1932 года постановлением Совета народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».
В 30е годы в условиях возрастания угрозы возможного нападения, Правительство СССР было вынуждено принять меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты ее тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонномассовой работы среди населения.
Военное время
Великая Отечественная война (1941–1945 гг.) стала самым сложным периодом в истории МПВО. Именно в этот период реально продемонстрировали свою готовность к отражению налетов вражеской авиации подразделения гражданской обороны и системы защиты городов.
Уже в первые дни войны воздушный налет фашистской авиации был совершен на десятки городов Советского Союза. Основные силы вражеской авиации были направлены на Москву. Спасая столицу, личный состав формирований и подразделений МПВО проявлял мужество и героизм. Они извлекали пострадавших из завалов, оказывали медицинскую помощь. За годы войны потушили около 40 тысяч зажигательных бомб и 2700 пожаров, ликвидировали более 3000 крупных аварий.
2 июля 1941 года Совет народных комиссаров издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», которое предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений. В результате в первые годы войны в стране было подготовлено к противовоздушной и противохимической обороне 40 млн человек, то есть столько же, сколько за весь довоенный период.
Ядерное противостояние
В конце 50х и начале 60х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными, ограниченными по масштабу и характеру действиями была не готова противостоять современному оружию. Чтобы существенно снизить возможные людские и материальные потери, СССР был вынужден сделать в 1961 г. решительный шаг и создать качественно новую систему — Гражданскую оборону Союза ССР, которая должна была обеспечивать защиту населения и территории страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения.
За годы существования Гражданской обороны СССР удалось подготовить и укрепить солидную материальнотехническую базу. Она стала фундаментом для создания эффективных систем централизованного оповещения, фонда убежищ и укрытий, а также запасов средств индивидуальной защиты, технических средств и приборов для оснащения невоенизированных формирований, соединений и частей гражданской обороны.
Вместе с тем ориентация гражданской обороны в основном только на решение задач военного времени стала причиной однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС и спитакское землетрясение подтвердили это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Современный этап
В 1990 году наступил новый этап в развитии государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени — был создан Российский корпус спасателей, преобразованный в 1991 году в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем в 1994 году — в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Роль и задачи МЧС России были определены Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.
МЧС России сегодня — это федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящий единую государственную политику и осуществляющий государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, а также уменьшения возможного ущерба в 1992 году была создана «Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС), преобразованная в 1995 году в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Создание этой системы по существу не имеет аналогов в мире, как по организационным основам, так и по задачам и функциям.
Организационно она включает в себя органы управления, силы и средства большинства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (учреждений, предприятий), в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В современных условиях ГО решает широкий спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени. Силы и средства ГО постоянно привлекаются к ликвидации ЧС природного и техногенного характера.