Алексей Петрович Давыдов
Люди по-разному относятся к этому, на мой взгляд, замечательному месяцу в году. Приход осени — это не только сбор урожая, но и подведение, если хотите, некоторых промежуточных итогов в самой жизни. До конца года есть время все проанализировать и внести нужные коррективы. А самое главное, конечно же, начало нового учебного года. День знаний в системе МЧС России отмечают как минимум сразу с трех позиций. Во-первых, в канун 1 сентября подводятся итоги огромной работы, которую проводят надзорные органы чрезвычайного ведомства по проверке безопасности образовательных учреждений России. Сегодня на учете у нас свыше 100 тысяч образовательных учреждений. Из них более 46,5 тысячи школ. В это число входят 3 тысячи образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей. За последние 7 лет количество пожаров на таких объектах снизилось почти на 45%, а гибель людей — более чем на 70%. Однако в ходе августовских проверок было выявлено свыше 135 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. К административной ответственности привлечено более 19 тысяч должностных лиц и около 6 тысяч юридических лиц. За неисполнение в срок законных предписаний пожарного надзора более 5 тысяч дел об административных правонарушениях переданы в суды. Благодаря таким мерам устранено свыше 110 тысяч нарушений требований пожарной безопасности.
Исторический календарь
Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Публикации по темам

От МПВО к МЧС России

20 Сентября 2012

Создание Местной противовоздушной обороны (МПВО), предназначенной для защиты населения страны от воздушного нападения противника, положило начало развитию государственной системы защиты населения и территорий. 4 октября 1932 г. принято считать днем рождения МПВО, вросшей впоследствии в систему гражданской обороны страны.

Проблемы защиты людей от вражеских набегов, природных катастроф уходят в далекое прошлое, имеют глубокие исторические корни. Однако с развитием научно­технического прогресса, созданием новых средств вооруженной борьбы многократно увеличились военные  опасности  для  мирного населения. Особенно серьезно это проявилось уже в начале 20­го века. Мощные по своему разрушительному воздействию артиллерийские системы, военная авиация, химическое оружие обусловили необходимость создания адекватных средств и способов защиты как войск, так и мирного населения, развития соответствующих сил и организационных структур.

Первые шаги

Необходимость  создания  государственной организации защиты населения стала очевидной в феврале 1918 года, когда германские войска перешли в наступление и на широком фронте вторглись в глубь территории России.

Именно в этот период для борьбы с германской авиацией в Петрограде создавалась противовоздушная оборона, в состав которой входили авиационные и прожекторные отряды, зенитные батареи. Была организована  сеть  наблюдательных пунктов.  Населению  выдавались защитные  маски,  противогазовая жидкость и памятки с указаниями, как  можно  избежать  отравления ядовитыми газами, создавались медицинские пункты, летучие отряды, команды для оказания первой помощи пострадавшим гражданам. Были организованы светомаскировка, оповещение. В этот же период были выработаны организационные основы эвакуационных органов.

Опыт этот пригодился и к началу 30­х годов. Система мероприятий, осуществляемых  в  целях  защиты населения,  объектов  народного хозяйства и территорий страны от вооруженного  нападения  противника, ликвидации последствий его ударов, а также создания наиболее благоприятных условий для работы  промышленных  предприятий, транспорта, коммунального хозяйства в военное время в основном сложилась.

А 4 октября 1932 года постановлением Совета народных комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР».

В 30­е годы в условиях возрастания угрозы возможного нападения, Правительство СССР было вынуждено принять меры по повышению обороноспособности страны, в том числе по усилению защиты ее тыла от ударов с воздуха. Большое внимание было уделено совершенствованию системы МПВО и расширению оборонно­массовой  работы  среди населения.

Военное время

Великая  Отечественная  война (1941–1945 гг.) стала самым сложным  периодом  в  истории  МПВО. Именно в этот период реально продемонстрировали свою готовность к отражению налетов вражеской авиации подразделения гражданской обороны и системы защиты городов.

Уже  в  первые  дни  войны  воздушный налет фашистской авиации был совершен на десятки городов Советского Союза. Основные силы вражеской авиации были направлены  на  Москву.  Спасая  столицу, личный  состав  формирований  и подразделений МПВО проявлял мужество и героизм. Они извлекали пострадавших из завалов, оказывали медицинскую помощь. За годы войны потушили около 40 тысяч зажигательных бомб и 2700 пожаров, ликвидировали более 3000 крупных аварий.

2 июля 1941 года Совет народных  комиссаров  издал  постановление  «О  всеобщей  обязательной подготовке  населения  к  противовоздушной  обороне»,  которое предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений. В  результате  в  первые  годы  войны в стране было подготовлено к противовоздушной  и  противохимической обороне 40 млн человек, то есть столько же, сколько за весь довоенный период.

Ядерное противостояние

В конце 50­х и начале 60­х годов стало очевидно, что МПВО с ее местными, ограниченными по масштабу и характеру действиями была не готова противостоять современному оружию. Чтобы существенно снизить возможные людские и материальные потери, СССР был вынужден сделать в 1961 г. решительный шаг и создать качественно новую систему — Гражданскую оборону Союза ССР, которая должна была обеспечивать защиту населения и территории страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения.

За  годы  существования  Гражданской  обороны  СССР  удалось подготовить и укрепить солидную материально­техническую  базу. Она стала фундаментом для создания эффективных систем централизованного  оповещения,  фонда убежищ и укрытий, а также запасов средств индивидуальной защиты, технических средств и приборов для оснащения невоенизированных формирований, соединений и частей гражданской обороны.

Вместе с тем ориентация гражданской обороны в основном только на решение задач военного времени стала причиной однобокости ее  развития.  Авария  на  Чернобыльской  АЭС  и  спитакское  землетрясение  подтвердили  это,  показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Современный этап

В 1990 году наступил новый этап в развитии государственной системы защиты  населения  и  территорий от  чрезвычайных  ситуаций  мирного  и  военного  времени  —  был создан Российский корпус спасателей, преобразованный в 1991 году в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем в 1994 году — в Министерство Российской  Федерации  по  делам гражданской  обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных  бедствий (МЧС России).

Роль и задачи МЧС России были определены  Правительством  Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.

МЧС России сегодня — это федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный  на  решение  задач  в  области гражданской  обороны,  защиты населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера, проводящий  единую  государственную политику и осуществляющий государственное управление в области гражданской  обороны,  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В целях снижения риска возникновения  чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного характера, ликвидации их последствий, а  также  уменьшения  возможного ущерба  в  1992  году  была  создана «Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» (РСЧС), преобразованная в 1995 году в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание этой системы по существу не имеет аналогов в мире, как по организационным основам, так и по задачам и функциям.

Организационно она включает в себя органы управления, силы и средства  большинства  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (учреждений, предприятий),  в  полномочия  которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В современных условиях ГО решает широкий спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени. Силы и средства ГО постоянно привлекаются к ликвидации ЧС природного и техногенного характера.


Опрос

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях.

Ответить
подписка на рассылку