Научно-практические подходы к организации территориальных подразделений противопожарной службы в России, разработанные группой ученых Академии ГПС МЧС России, позволяют достаточно точно определить численность личного состава пожарных, в том числе и добровольных, необходимых для защиты различных населенных пунктов
В 2005 году авторы статьи по заказу МЧС России выполнили работу, в которой впервые была сделана попытка определить численность противопожарной службы для всех административно-территориальных образований России. Опираясь на результаты переписи населения 2002 года, сложившуюся в стране реальную обстановку с пожарами и используя созданную авторами теорию организации, функционирования и управления экстренными и аварийно-спасательными службами городов и населенных пунктов, удалось создать модель, признанную как российскими, так и зарубежными специалистами[1].
Тема новой публикации — скорректированные данные указанной работы на основе результатов Всероссийской переписи населения 2010 года [2] и обстановки с пожарами в стране в 2010 году [3]. В свете реализации ФЗ-100 материал этот приобретает особую актуальность.
Обстановка с пожарами в населенных пунктах России
На территории России расположены 2394 городских поселений (из которых 1099 города, 1295–— поселки городского типа) и 153,1 тыс. сельских населенных пунктов.
В городских поселениях проживают 74 % всего населения страны, в сельских населенных пунктах — 26%россиян. Итак, в 2010 году защищать от пожаров, по данным переписи населения Российской Федерации, нужно было 141,9 млн человек, три четверти которых горожане.
В 2010 году в России было зарегистрировано 179,5 тыс. пожаров. Из них в городах — 109,8 тыс. пожаров (61,1% всех пожаров) и в сельской местности — 69,8 тыс. пожаров (38,9% всех пожаров) [3].
Отсюда следует, что на каждую тысячу жителей России в 2010 году приходилось в среднем 1,26 пожара (1,05 пожара на тысячу жителей в городах и 1,82 — в сельской местности).
Зная из результатов переписи населения страны его распределение по городам и населенным пунктам различной градации, можно ориентировочно вычислить число пожаров, возникающих за год в каждом таком поселении (табл.1).
Из табл. 1 видно, что в 102200 малых сельских населенных пунктах с населением до 100 чел. пожаров практически не бывает (в среднем 2–3 пожара за 100 лет на 1 такое поселение). Вместе с тем на 3,6 млн сельских жителей, живущих в этих малых поселениях, за год приходится 6,5 тыс. пожаров (3,6% всех пожаров в стране). Борьба с такими пожарами — дело добровольной ПО. Федеральная противопожарная служба не в состоянии заниматься такими пожарами, но муниципальные образования могут решить эту проблему (с определенной помощью региональных органов власти).
В эту же группу нужно отнести и другие малые сельские населенные пункты (с населением от 101 до 1000 чел.). В этих 40300 поселениях проживает 12,6 млн чел., на которых за год приходится 23 тыс. пожаров (т. е. в среднем по 1 пожару за 2 года на поселение).
В оставшихся 10,6 тыс. средних, больших и крупных сельских населенных пунктах проживает 25,6 млн чел. и на них ежегодно приходится 43,3 тыс. пожаров (62,8% всех «сельских» пожаров). Погибают при этих пожарах 3,9 тыс. чел. Отсюда следует, что ежегодно в каждом из таких поселений возникает в среднем 4–5 пожаров, при которых 1 раз в два-три года погибает 1 чел.
Такова детализированная обстановка с пожарами в сельских населенных пунктах России в 2010 году.
Примерно в таком же положении как средние, большие и крупные сельские населенные пункты находятся малые города и поселки городского типа (ПГТ) с населением до 10000 человек. Таких поселений в России насчитывается 1225, а проживает в них 11,9 млн человек. Пожаров в них ежегодно происходит 12,5 тысячи, при которых погибают 782 человека. Это означает, что ежегодно в каждом из 1225 рассматриваемых малых городов и ПГТ возникает в среднем 10 пожаров, при которых 1 раз в 2 года погибает 1 человек.
По поводу этих населенных пунктов тоже можно сделать вывод о том, что основную роль в защите их от пожаров должны играть добровольные пожарные наряду с небольшим ядром профессионалов.
Что касается более крупных городов и ПГТ, то в них решающую роль в борьбе с пожарами должны играть профессиональные подразделения — федеральные, субъектовые, муниципальные.
На основе проведенного анализа распределения численности населения по населенным пунктам и оперативной обстановки в этих населенных пунктах были предложены возможные подходы к организации ППС во всех городах и населенных пунктах России (табл. 2), а также рассчитаны нормы положенности по основной и специальной пожарной технике и пожарным депо (табл. 3, 4).
Организация ППС в сельской местности
Средняя численность населения малого сельского населенного пункта составляла в 2010 году 100 человек. Один пожар в год приходится в среднем на 5–6 таких населенных пунктов, а один погибший на пожаре за год приходится на 60 малых сельских населенных пунктов. При этом численность жителей в них непрерывно уменьшается, убывает в соответствии с отечественной статистикой и число пожаров.
Поэтому, на наш взгляд, целесообразно пожарную охрану в малых сельских населенных пунктах организовывать следующим образом. Создать для 10–15 (или 15–20) таких населенных пунктов «оперативные зоны», если это возможно по географическим условиям. Для создания таких зон нужна достаточно высокая плотность населения и сравнительно небольшие расстояния между населенными пунктами. Понятно, что в ряде наших регионов эти условия не выполняются. Обслуживать эти «оперативные зоны» в противопожарном отношении должна добровольная ПО. Руководить таким подразделением (по возможности) должен профессиональный инструктор, штаб-квартира которого может дислоцироваться в наиболее крупном населенном пункте «оперативной зоны» (желательно в ее центре).
Этот инструктор (желательно со средним пожарно-техническим образованием) организует и отвечает за всю работу по обеспечению пожарной безопасности в своей зоне.
Вместе с участковым и фельдшером они образуют на данной территории «мини-МЧС». Таких инструкторов на все малые сельские населенные пункты страны потребуется примерно 8–10 тыс. человек. На каждую оперативную зону потребуется одна автоцистерна с большим запасом воды.
В 10,6 тыс. средних, больших и крупных сельских населенных пунктах нужно создавать по одному добровольному подразделению, в каждом из которых желательно иметь несколько профессиональных пожарных, которые будут «организующим ядром» подразделения. При этом, очевидно, чем крупнее населенный пункт, тем больше должна быть доля профессиональных пожарных. В крупных населенных пунктах эта доля профессионалов может доходить ориентировочно до 25–30% от всего личного состава. Такие смешанные подразделения действуют, например, в Германии, США и в других странах.
Организация ППС в городах и поселках городского типа
В каждом из малых городов и ПГТ (с численностью населения до 10 тыс. чел.) должно быть организовано одно профессиональное или добровольное подразделение ППС с технической оснащенностью, соответствующей первым двум строчкам табл. 3.
В каждом из городов и ПГТ с населением от 10 до 20 тыс. чел. должно быть одно профессиональное подразделение ППС с одним депо на 6 боксов.
В каждом из городов и ПГТ с населением от 20 до 50 тыс. чел. должны быть два-три профессиональных подразделения ППС, дислоцирующихся в 2–3 депо (в зависимости от площади населенного пункта, см. табл. 4).
В средних, больших и крупных городах при организации ППС нужно руководствоваться данными двух таблиц 3 и 4. При этом действовать нужно достаточно гибко, учитывая, по-возможности, особенности конкретного города.
Для крупнейших и сверхкрупных городов в каждом отдельном случае желательно проводить индивидуальное проектирование ППС, используя существующие современные компьютерные информационные технологии [1].
Для Москвы и Санкт-Петербурга такая работа выполнена авторами в 2003–2005 годах в рамках разработки их генеральных планов развития.
Численность территориальных подразделений ППС в России
На основе предложенных подходов была определена ориентировочная численность территориальных подразделений ППС (профессиональных и добровольных). В настоящее время численность федеральной ППС составляет 220 тыс. чел., муниципальной — 15 тыс. чел., объектовой — 65 тыс. чел., добровольной — 135 тыс. чел.
По нашим оценкам общая численность личного состава оперативных территориальных подразделений ППС страны (только профессионалы) в настоящее время должна составлять ориентировочно 240–250 тыс. чел., а вся численность ППС России (только профессионалы) — примерно 280–290 тыс. чел. Численность добровольной ППС должна составлять ориентировочно 670–700 тыс. человек (см. табл. 5,6).
Эти оценки проведены с учетом 4-сменного графика дежурства и полной комплектации оперативных отделений на основных и специальных пожарных автомобилях (заметим, что в настоящее время в населенных пунктах России боевые расчеты оперативных подразделений комплектуются, в лучшем случае, на 70%).
В перспективе, при появлении добротной, хорошо обученной добровольной ППС, доля профессиональной составляющей (по примеру многих стран мира) может быть снижена. Кроме того, если учесть данные отечественной статистики по снижению числа пожаров и погибших при пожарах людей, то в недалеком будущем общую численность всей пожарной службы придется пересматривать (существенно уменьшится объем оперативной ра-боты по тушению пожаров).
В заключение мы хотим сделать следующее замечание. Наши расчеты носят усредненный характер для всей России. В действительности обстановка с пожарами во всех 83 субъектах Российской Федерации достаточно сильно отличается от субъекта к субъекту своими параметрами [2,3]. Поэтому, используя изложенную методологию [1], нужно провести аналогичные расчеты для каждого субъекта РФ. В результате мы получим существенно более точные данные для всех перечисленных таблиц и общая численность пожарной техники, пожарных депо и личного состава ППС страны скорректируется, скорее всего, в меньшую сторону. Но это необходимо проверить! «Не будем спорить, будем вычислять», — как говорил великий Г.В. Лейбниц (1646–1716).
1. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В., Вагнер П. и др. Безопасность городов: имитационное моделирование городских процессов и систем. — М.: изд. «ФАЗИС», 2004. — 172 с.
2. Итоги Всероссийской перепеси населения 2010 года. Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/.
3. Пожары и пожарная безопасность в 2010 году. Статистический сборник. Статистика пожаров и их последствий. — M.: ВНИИПО, 2011–139 c.Николай Брушлинский,д.т.н., профессор; Сергей Соколов,д.т.н., профессор,Академия ГПС МЧС России