Традиции пожарной охраны… Что же стоит за этим емким, но в тоже время не всегда четко сформулированным понятием, включающим в себя широкий набор представлений, обычаев и норм поведения? Об исторических корнях современных традиций размышляет главный специалист ВНИИПО МЧС России, кандидат технических наук, полковник внутренней службы Юрий Харин.
Серые герои
Пожарная охрана — одна из старейших служб России. История ее зарождения относится к середине XVI века. «Серыми героями» называли в старину пожарных не за цвет формы, а за ежедневное, кажущееся обыденным, самопожертвование во имя спасения человеческих жизней. Служба пожарная тесно связана со службой военной и не случайно вопрос участия военных в тушении пожаров обсуждался неоднократно, начиная со времен царствования Ивана Грозного. На Руси по праву говорили: «Пожарный тот же воин, только враг у него особый — без крови и плоти».
На протяжении многовековой истории российские пожарные защищали не только от «красного петуха» (огня), но и первыми приходили на помощь населению в чрезвычайных ситуациях (землетрясениях, наводнениях, обрушениях зданий и мостов, оползнях и других несчастных случаях).
Особенности
На протяжении своего зарождения, становления и развития в российской пожарной охране сформировались традиции, обусловленные особыми условиями деятельности (службой и бытом). Исторически сложившимися являются следующие постулаты.
• Обязательное ношение пожарными чинами формы и знаков отличия, в зависимости от ведомственной принадлежности (по гражданскому или военному).
До 1873 г. пожарные команды комплектовались лицами, состоящими на действительной службе, то есть военными. С 1873 г. было разрешено комплектовать пожарные команды вольнонаемными людьми.
Преимущество при приеме на службу отдавалось бывшим военным. До 1917 г. брандмайорами (начальниками городских пожарных команд) столичных и губернских городов, а также брандмейстерами (начальниками частей) в подавляющем большинстве городов назначались лица, состоящие на действительной службе. В уездных городах на должности брандмейстеров назначались, как правило, бывшие военные.
В связи с этим предусматривалось отдание пожарными чинами воинского приветствия не только в повседневной службе, но и на пожаре.
• Наличие в профессиональных и добровольных пожарных командах знамен.
В советское время вручение знамени являлось высшей наградой и признанием заслуг пожарной команды. Процедура приурочивалась к юбилейной дате. Пожарная команда,которой было вручено Красное Знамя, становилась «Краснознаменной».
• Участие профессиональных и добровольных пожарных команд в парадах вместе с воинскими частями.
Такая традиция — своеобразное признание особых заслуг в деятельности пожарных организаций. До 1917 г. организация подобного рода парадов производилась в С.-Петербурге, Москве, Одессе, Курске и др. городах. После 1917 г. участие в совместных парадах по случаю празднования юбилеев Октябрьской революции, победы в Великой Отечественной войне принимали только профессиональные пожарные.
• Поступившие на службу в пожарную охрану изучали правила поведения, так называемый «кодекс чести».
С начала 1920-х гг. практиковалось принятие пожарными присяги, аналогичной для военных. «Вдумчивый» Устав
• Регламентирование деятельности пожарных команд различного рода нормативными правовыми документами — уставами, наставлениями и инструкциями.
«Практическое наставление брандмейстерам» (1818 г.). Здесь изложены обязанности и права должностных лиц, виды взысканий, порядок выезда и возвращения с пожара, основные тактические приемы тушения пожаров, сроки носки имущества и прочие немаловажные вопросы.
Более подробный «Устав пожарный» (1857 г.) — состоял из 7 глав и 150 статей. Каждая глава разделена на отделения.
В первом отделении главы первой «Об устройстве пожарной части» говорилось об ее устройстве в городах. Ст. 1 этого отделения указывала, что пожарная часть в городах принадлежала к составу полицейского управления, причем устройство этой части различно в городах губернских и в городах уездных и заштатных. Отделение первое второй главы сообщало о мерах предосторожности от огня в городах и селениях, а второе отделение той же главы — о предосторожностях от пожаров на воде. Первое отделение главы третьей содержало в себе предписания о тушении пожаров в городах и селениях, а второе отделение — о тушении пожаров вне жилищ.
Глава четвертая, содержавшая в себе всего 4 статьи (88, 89, 90 и 91), — трактовала вопросы разыскания (расследования) причин пожара.
Глава пятая — о вознаграждении убытков, понесенных от пожара, — разделялось на 4 отделения: в 1-м излагались общие положения; во 2-м — о вспоможении духовенству; в 3-м — о вспоможении казенным поселянам, и в 4-м — о вспоможении крестьянам.
14 статей главы 6-й Устава посвящены положениям о наградах и пособиях чинам команд пожарных и наряженных на пожары от войск.
Наконец, седьмая глава содержит постановления о взысканиях и наказаниях за несоблюдение предосторожностей от пожара и за причинение оного (ущерба). В первом отделении указывались случаи при пожарах от неосторожности, а две статьи второго (149 и 150) излагали взгляд законодателя о зажигательстве.
Необходимо отметить, что основные принципы Устава пожарного, изданного в 1857 г., на протяжении 50 лет были жизненными и рациональными.
Дополнительные инструкции
«Инструкция для СПб пожарной команды» (1899 г.). Составлена под непосредственным руководством брандмайора полковника М.А. Кирилова. Материалом для нее послужили: приказы по градоначальству и пожарной команде, подготовкой которых был занят офицер особых поручений Э.Э. Лунд — бывший брандмейстер Варшавской пожарной команды; «Инструкция Варшавской пожарной команды»; руководство князя А.Д. Львова «Городские пожарные команды», а также соответствующие параграфы уставов внутренней, строевой и гарнизонной службы в войсках.
В разработке Инструкции приняли деятельное участие бывшие военные, брандмейстеры команды: В.С. Рудницкий (Нарвская часть), Г.Н. Раевский (Дворцовое ведомство), К.М. Швецов (Шлиссельбургская часть), В.Н. Гланарев (Казанская часть) и писарь канцелярии брандмайора П.Ф. Гостев.
Инструкция была разработана с целью ознакомления чинов пожарных команд с их обязанностями при «домашней службе» (службе при пожарной части или внутренней службе) и включала в себя главы: 1) Внутренняя служба в команде. 2) Описание машин и снарядов пожарной команды и водопроводов. 3) Пожарная лошадь и уход за нею, выездка и сбережение конского снаряжения. 4) Обучение команды со снарядами (пожарным оборудованием) и конное, с обозом учение. 5) Караульная служба в команде. 6) Сигнализация. 7) Пожарная тактика. 8) Артельное хозяйство в пожарной команде и правило письмоводства в частях. 9) Особое добавление, в котором помещены наиболее важные правила, имеющие местное значение для чинов пожарной команды и полиции, при совместных их действиях.
«Инструкция внутреннего устройства добровольных пожарных организаций» (1906 г.). Утверждена IV Съездом членов Императорского российского пожарного общества (ИРПО). В ней подробно изложены вопросы организации деятельности, обязанности и права должностных лиц, порядок организации и работы суда чести, а также другие положения деятельности добровольных пожарных организаций (обществ и дружин).
• Добровольцы-пожарные при тушении пожаров действовали совместно с чинами полицейской или общественной пожарной команд.
Распорядителем (руководителем) тушения пожара всегда был брандмайор (брандмейстер) профессиональной пожарной команды. «Совестная» помощь — помощь со стороны соседей — осуществлялась не только в черте города или сельского населенного пункта, но даже из близлежащей губернии.
Для провоза пожарного обоза и личного состава команд министром путей сообщений был утвержден порядок обращения пожарных обществ к железным дорогам об оказании содействия при тушении пожаров (постановление министра путей сообщения от 26 января — 7 февраля 1903 г. № 6389). В документе для пожарных команд был предусмотрен льготный (бесплатный) проезд.
• Время прибытия профессиональных команд к месту пожара определялось 10 минутами.
В расчет принималось время, необходимое для: «2 мин. на запряжку обоза, 4 мин. — проезд одной версты, 2 мин. — подача сигнала (время обнаружения) и 2 мин. — приведение пожарных инструментов в действие».
Вследствие этого предлагалось размещать пожарные депо с таким расчетом, чтобы «одно отстояло от другого в радиусе не далее 1,5–2 верст (1,6–2,12 км). Место же для таких зданий следует избирать преимущественно угловое, чтобы выезд обоза был возможен в несколько сторон».
Время прибытия к месту пожара являлось ориентиром для большинства команд добровольных пожарных организаций (обществ и дружин).
• Руководителями городских пожарных команд (брандмайором или брандмейстером) разрабатывались суточные приказы для чинов вверенных им подразделений.
В приказах указывались должностные лица, заступающие на службу не только в пожарные части, но и на дежурство в учреждения с массовым пребыванием людей (театры, синематографы (кинотеатры), базары, ярмарки и проч.).
• Регулярное участие пожарных в работе всероссийских пожарных съездов (1893–1918 г.г.) и организации пожарных выставок.
Представители профессиональных команд и добровольных пожарных обществ и дружин участвовали в обсуждении проблемных вопросов в организации их деятельности.
При организации аналогичных съездов в губерниях распорядительная роль отводилась руководителю профессиональной пожарной команды губернского города. В их работе принимали участие представители уездных и волостных добровольных пожарных дружин, организованных на данной территории.
Организация в профессиональных городских пожарных командах учебной части для подготовки пожарных чинов.
После обучения брандмайором и брандмейстерами совместно оценивались знания обучаемых. Пожарные, показавшие лучшие знания переводились на высшие разряды.
• Организация брандмайорами (брандмейстерами) для обывателей лекций-бесед на противо-пожарные темы.
Например, в журнале «Пожарное дело» (1913 г.) была помещена заметка: «При большом стечении публики Казанский брандмайор Д.П. Подборский прочитал в г. Казани свою первую лекцию, в которой популярно и остроумно изложил историю развития пожарного дела в России, постановку его на Западе и в заключение сделал весьма интересное сообщение о пожарной сигнализации — вопрос, имеющий в настоящее время первоочередное значение».
• Каждую весну губернатором, полицмейстером или городской управой организовывались смотры пожарных обозов, с целью проверки их готовности.
После проведения смотров подводились итоги, отмечались не только совместные действия частей в составе пожарных команд, но и внешний вид, знание обязанностей каждого пожарного в отдельности.
• Регулярная организация и проведение под руководством брандмайора (брандмейстера) примерных учений с вверенными им чинами пожарных команд.
Часто по прибытии в город высокопоставленных лиц, для них по распоряжению городских властей, руководителем пожарной команды организовывались внеплановые осмотры пожарного обоза с показом примерного учения.
• Предоставление пожарным чинам места для проживания — казармы для холостых и отдельно — женатым пожарным.
В случае отсутствия отдельных помещений, семьи жили в общей казарме пожарной части, отгородившись занавесками.
Руководителям пожарных команд для проживания выделялась квартира с оплатой за государственный счет.
• Традиции семейственности.
Подавляющее число сыновей брандмейстеров занимали должности в городских пожарных командах или в командах добровольных пожарных обществ. Из 112 выпускников Курсов пожарных техников (брандмейстеров) 60% являлись выходцами из семей пожарных.
• Помощь (материальная и психологическая) пожарным-инвалидам и семьям, погибших при исполнении служебных обязанностей пожарных.
С этой целью учреждались эмиритальные кассы, которые пополнялись добровольными отчислениями (от 2 до 6%) денежного содержания. В случае гибели кормильца, вдова с семьей жила в пожарной команде (части) до тех пор, пока не бывал найден источник их существования. Малолетних детей (школьного возраста) по ходатайству брандмайора (брандмейстера) устраивали в пансионы и школы.
Для инвалидов-пожарных при пожарных командах в С.-Петербурге, Москве, Харькове и других городах создавались специальные приюты.
• Социальная защита пожарных.
Страховое «Общество Голубого Креста» (1897 г.), оказывало материальную помощь профессиональным и добровольным пожарным, а также членам их семей в случае гибели кормильца или получения им увечий.
После увольнения со службы пожарные чины получали пенсию.
• Материальное стимулирование пожарных чинов.
В зависимости от срока выслуги и своих деловых качеств пожарные переводились на разряды с более высоким жалованием. После удачно потушенных пожаров отличившиеся получали премиальные.
• Организация ежегодных праздников (учреждения команд).
Отмечался день учреждения не только пожарной команды в целом, но и пожарных частей, входящих в ее состав. Особо торжественно организовывалось празднование юбилейных дат (5, 10, 15, 20 лет и т. д.). Денежные суммы для проведения торжеств для городских профессиональных пожарных команд предоставлялись городским общественным управлением (Думой), страховыми организациями и частными лицами (благотворителями-спонсорами).
• Представление пожарных к наградам (государственным (высочайшим) и общественным).
До 1917 г. «за подвиги, совершенные при тушении пожаров с опасностью для собственной жизни, пожарные деятели всех званий и состояний могли быть, на основании существовавших постановлений, представляемы к Высочайшему награждению, установленными за подвиги человеколюбия медалями: серебряной и золотой для ношения на груди на Владимирской ленте».
• Привлечение церковнослужителей к освящению вновь построенных пожарных частей, в дни юбилеев празднования и проведений православных праздников.
• Увековечение памяти погибших пожарных.
Организация траурной процессии. Оборудование мест погребения и часовен, возложение венков всеми частями команды к могилам погибших пожарных. В казармах вывешивались таблички с указанием фамилии погибшего и описанием обстоятельств гибели.
Знание исторически сложившихся особенностей деятельности — традиций пожарной охраны позволят сегодня развить и воспитать у личного состава:
• любовь к своей стране (патриотизм);
• любовь и уважение к выбранной профессии;
• понимание значимости своей деятельности для государства в целом;
• человеколюбие;
• взаимовыручку (пожарное братство);
• уважение к форме;
• мужество при организации тушения пожаров и спасения человеческих жизней.