Отечественные пожарные каски ничуть не хуже зарубежных, зато значительно дешевле. Об этом свидетельствуют испытания, проведенные специалистами.
В настоящее время на отечественном рынке пожарно-технической продукции присутствует довольно широкий ассортимент пожарных касок (шлемов). Независимо от того, где они произведены, все каски, приобретаемые для оснащения подразделений ГПС, проходят процедуру сертификации и должны соответствовать требованиям Технического регламента и ГОСТ Р 53269-2009 «Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний».
Широте ассортимента сопутствует и большой разброс цен на конкретные изделия, причем стоимость импортного шлема может в несколько раз превышать цену бюджетной каски. Оправдана ли дороговизна зарубежной продукции, и свидетельствует ли она о высоком ее качестве?
Потребителям хорошо известны достоинства отечественных касок. Кроме сравнительно низкой стоимости, это и малая масса, и простота конструкции, и сочетаемость практически с любой маской дыхательных аппаратов. Зарубежные изделия сложнее по конструкции, больше весят и ориентированы на конкретные маски дыхательных аппаратов тоже иностранного производства. При этом импортеры декларируют повышенные эксплуатационные, эргономические и прочностные характеристики своей продукции, утверждая, что эти достоинства перевешивают имеющиеся недостатки и вполне оправдывают высокую цену.
Усомниться в таких заявлениях позволяют результаты большого количества проведенных сертификационных испытаний. Полученные данные свидетельствуют, что ряд отечественных образцов касок при всех названных преимуществах иностранных не уступают им по качеству.
Для проверки прочностных характеристик были отобраны три изделия: шлем пожарного ШПМ образца 2009 года производства ЗАО «АСО», каска КП-2002, год выпуска 2010-й, ООО «Омнитек-Н» — обе Россия, каска НРS 6200 известной немецкой фирмы «Dra.ger» выпуска 2010 года. Образцы подверглись воздействию более жесткому, нежели установлено нормативной базой. После вертикального удара тупым предметом энергией 80 Дж, каждой каске наносился в ту же точку удар острым предметом энергией 30 Дж.
Все три образца испытания этими ударами выдержали. При этом характер повреждений оказался различным, что обусловлено различиями конструкции корпусов изделий.
Удар по корпусу каски ШПМ тупым предметом оставил едва заметную царапину, после остроконечного бойка образовались неглубокие несквозные вмятины. На корпусе КП-2002 остались также незначительные выбоины с соответствующими повреждениями лакокрасочного покрытия. Повреждения поверхности каски НРS 6200 оказались более обширными. От удара тупым предметом образовался ряд трещин, а после острого предмета — очаги разрушения диаметром 15– 18 мм. Но все повреждения несквозные.
Внутренняя оснастка всех трех образцов видимых повреждений не имела. Но корпус каски немецкого производства оказался более мягким, поэтому часть энергии удара была им погашена, а оставшуюся энергию взяла на себя внутренняя оснастка. Образцы российского производства имеют более жесткие корпуса. Это приводит к тому, что большая часть удара приходится на внутреннюю оснастку. То есть при явно меньших внешних поврежденияхнаши каски обладают несколько меньшими амортизационными свойствами. Но говорить о значительном превосходстве каких-либо образцов здесь едва ли стоит.
Аналогичные высокие защитные свойства показали при испытаниях и изделия других производителей. Испытывались, в частности, шлем-каска пожарного-спасателя ШКПС (ЗАО «Элиот»), французские, итальянские каски. И везде подтверждался вывод: заявления о превосходстве зарубежной продукции над отечественной не имеют доказанных оснований.
Кстати, поделюсь некоторыми наблюдениями за эксплуатируемыми в подразделениях ГПС касками. Как определить степень их износа, и где тот предел, за которым должно следовать изъятие каски из эксплуатации? Вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что требования ГОСТ Р 53269-2009 определяют технологию испытаний только новых касок. Определять степень износа изделий при экс плуатации должен сам потребитель. Считается, что если видимых повреждений корпуса нет, каска полностью выполняет свое функциональное назначение и не требует замены.
Однако существуют и малозаметные деформации. Например, при каждом более или менее значительном вертикальном ударе происходит как бы вытягивание ленточных элементов внутренней оснастки. Точнее, вытягиваются не сами ленты, а деформируются отверстия в них, через которые ленты крепятся к корпусу каски. После каждого очередного удара каска все плотнее садится на голову, уменьшая воздушный зазор между корпусом и головой. Амортизирующие свойства изделия постепенно теряются. Ясно, что использование такой каски чревато опасными последствиями для пожарного-спасателя, и ее следует изъять из эксплуатации.
Наша справка
Пожарная каска — индивидуальное средство, предназначенное для защиты головы, шеи и лица человека от механических и термических воздействий, агрессивных сред, поверхностно-активных веществ (ПАВ), воды при тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, а также от неблагоприятных климатических воздействий.
Дмитрий Русанов, ст. научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России