Специализированная пожарная часть ФПС по Иркутской области — одно из самых крупных в гарнизоне подразделений, со штатной численностью 113 человек. В 2008 году СПЧ аттестована как аварийно-спасательное формирование, ею получено свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях. В настоящее время практически все сотрудники имеют аттестацию спасателя. С целью дополнительного совершенствования профессиональных навыков здесь решили построить необычный тренажер-лабиринт. В нем будет целых три этажа!
Необычность этой пожарной части бросилась мне в глаза уже на выходе. На пьедестале ярко-красный БРДМ с уставленными в голубое небо лафетными стволами, шлагбаум поднимает дневальный в погонах старшего прапорщика, а в это время прямо по горизонту заходит на посадку тяжелый американский «боинг».
— Не бывали раньше у нас в Иркутске то? — спрашивает молодой улыбчивый майор в ответ на мое удивленное «здравствуйте». — У нас тут аэропорт — воон он, под боком, в черте города. А мы здесь вроде на воротах. Добро пожаловать, располагайтесь! — протягивает он руку для приветствия.
Доброжелательный майор оказывается начальником части Евгением Юрьевичем Козулиным. Его рабочий стол устлан какимито чертежами, и мне показалось неудобным отрывать человека от дела. Будучи проездом с Байкальского форума спасателей МЧС России, я всего лишь напросился скоротать ночь выходного дня в караулке у иркутских пожарных перед утренним рейсом на Москву.
Экскурсия началась с показа стоящего на пьедестале «красного монстра». С самодельного пожарного варианта автомобиля радиационной и химической разведки на базе БРДМ из войск ГО когдато и начиналась эта часть. Тогда во вновь созданной спецчасти на бронетранспортер установили два лафетных ствола ЛСП для тушения лесобирж и складов пиломатериалов. После многих лет боевой работы автомобиль перестал выдерживать дальние пробеги, эффективность его приблизилась к нулю, и он превратился в памятник на пьедестале.
— В Москве есть Царьколокол, есть Царьпушка, а в Иркутске — вот такой пожарный автомобиль. Он олицетворяет изобретательство и рационализаторство. Своеобразный символ нашей части! — торжественно объявляет мне Евгений Юрьевич. — Раньше мы назывались просто ПЧ6. Нас до сих пор так все в городе и знают. Поступает команда и через два часа выдвигаемся организованной колонной. Куда прикажут. В зоне нашей ответственности Иркутск и область, но привлекаемся и за ее пределы. Вот недавно ездили на лесные пожары в Читинскую область за 1500 км. Были на СаяноШушенской ГЭС… Наш мобильный отряд укомплектован даже полевыми кухнями и палатками.
В октябре надеемся получить лицензию и станем сертифицированным учреждением, способным оказывать медуслуги, — продолжает рассказ Е.Ю. Козулин. — Служба у нас создана, ее возглавляет врач, в составе смены дежурят фельдшера, которые прошли обучение по программе первоначального обучения пожарныхспасателей. В части есть медкабинет и автомобиль скорой помощи, который нам передал Красный Крест.
А еще весь личный состав имеет допуск к ГДЗС. Все 90 человек, от рядового бойца до начальника (кроме канцелярии и бухгалтерии) имеют право включаться в изолирующий дыхательный аппарат и работать на пожаре. Каждый вновь прибывший сотрудник также проходит обучение и получает допуск газодымозащитника. В распоряжении службы — 45 аппаратов ПТС «ОМЕГА», универсальная компрессорная станция, подвижный полигон подготовки пожарных и спасателей «ГРОТ». Из технологичных средств спасения — «куб жизни» и два прыжковоспасательных устройства для эвакуации людей из горящих высотных зданий, 4 ранцевых установки пожаротушения, бронещит с лафетным стволом.
Техника
Автопарк спецчасти — дело особое. Здесь 28 единиц различной техники. Гараж СПЧ уставлен автомобилями самых разных модификаций.
Вот автомобиль газодымозащитной службы. Он сделан на базе шасси обычного автобуса руками личного состава. Это штучный экземпляр с индивидуальной подгонкой скамеек для двух звеньев ГДЗС. Практически «индпошив».
— Тут все сделано на основе главного принципа — как можно быстрее достать СИЗОД при пожаре, время не ждет, — поясняет Евгений.
Кроме обычных АЦ, АКП, АСА, ПНС и БРДМпамятника мне показывают стоящий в автопарке плавающий транспортер. Он гусеничный, но плавающий и, когда пожар случается в районе паводка, способен перевезти пожарный КамАЗ на дальние расстояния, развивая по шоссе скорость 70, а по воде — 12 км/ч. Это тоже наследство войск ГО. Для управления этой полувоенной техникой прошли обучение 4 механикаводителя.
Всего в спецчасти два бронетранспортера, но один из них стоит в готовности далеко отсюда, в Тайшетском районе Иркутской области. Эта местность входит в зону покрытия СПЧ и часто страдает от паводковых затоплений, и доставлять туда, за 700 км, одного водителя гораздо экономичнее, чем перегонять спецтехнику.
— А вот такого образца больше вообще нет ни у кого! — показывает Евгений на необычный приземистый автомобильчик. — Когдато это была малообъемная пожарная машина, которую привезли из Японии наши предприниматели с сугубо коммерческой целью: перекачивать с помощью ее насосной станции... вино на винзаводе. Потом всетаки умные люди вспомнили, что автомобиль пожарный и подарили его спецчасти.
Стараниями рукастых иркутских огнеборцев праворульный Ниссан 1987 г. превратился в АБР (автомобиль быстрого реагирования). Теперь его основная функция — выезд на дорожнотранспортные происшествия. Для этого он серьезно дооснащен. Вместо цистерны — комплект спасательных инструментов и другое необходимое оборудование: специальный спинальный щит для переноса пострадавшего, компрессорная станция, электростанция, трос, упорная колодка, комплект огнетушителей для тушения ЛВЖ и ГЖ. В постоянном экипаже есть фельдшер, спасатель и водитель. НиссанАБР по ДТП прикрывает весь Иркутск, Байкальский и Голоустинский тракты.
Планы развития
У огромного щита с надписью «План перспективного развития части» к нам присоединяется еще одно действующее лицо. Несмотря на выходной день сюда приехал Валентин Николаевич Нелюбов, заместитель начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области (по ГПС). Он в гражданской одежде, но строевая выправка видна за версту.
— В свое время, в 1992 году, часть создавалась по вполне определенной логике: для выполнения специальных работ и, по сути, для спасения пожарных на пожаре. После 2005 года мы несколько пересмотрели принцип ее комплектования. Сейчас здесь собраны самые опытные пожарные. Это специалисты высокого уровня.
Для проведения тренировок часть каждый год выезжает в поле на 3–4 дня, встает под какойто населенный пункт, где есть потенциально опасные производства, например, Байкальский ЦБК, Саянскхимпласт, и с места дислокации отрабатывает различные варианты реагирования на пожары и ЧС.
Спецчасть обеспечивает безопасность международного лагеря «Инженеры будущего», что проводится под эгидой правительства. Сюда, под Иркутск, уже третий год подряд съезжаются участники более чем из 52 стран. В прошлом году в национальном парке у Большого Голоустного, что граничит с лагерем, разгорелся лесной пожар, но был успешно ликвидирован.
Тяжело с «малайчиком», легко с пострадавшим
Особое внимание в специализированной части уделяют вопросам обучения. Здесь действует небольшой учебный полигон.
Полковник Нелюбов хлопает по боку цистерну. Ее используют в качестве тренажера для отработки упражнения «накладывание бандажа и пластырей в случае разлива нефтепродуктов». Для занятий в ПТС «ГРОТ» в спецчасть по графику приезжают готовиться представители разных пожарных подразделений Иркутска: без дыма — раз в месяц, газодымозащитники — раз в квартал. Практикуется и выезд комплекса в районы области для подготовки пожарныхспасателей.
А два года назад часть приобрела разборнопереносную пожарную башню. В этом году ее вывозили на самый большой стадион г. Иркутска, где проходил зональный этап Всероссийских соревнований по пожарноприкладному спорту. Но уже прошло три цикла сборкиразборки и поэтому сейчас ее превращают в стационарное сооружение.
— Ведь что такое спецчасть? — рассуждает Нелюбов. — Это выполнение специальных работ. Следовательно, необходимо создать такие условия, чтобы люди приобретали специальные знания и навыки.
Изучив статистику ДТП за последние несколько лет и выявив частоту повреждений, в СПЧ изготовили специальный тренажер. В нем используются уникальные элементы, такие как, например, специальная пружина, зажимающая манекен на водительском сиденье с таким усилием, что для освобождения требуется гидравлический инструмент. Деревянные «малайчики» тоже усовершенствованы иркутянами: у манекена из бруса весом за 60 килограммов не только рукиноги на шарнирах, даже голова крутится! А это крайне неудобно для транспортировки, как и в случае с настоящим пострадавшим.
Новаторы-заединщики
Когда дело доходит до методик обучения, оба пожарных оживляются и начинают говорить чуть ли не наперебой.
— Вот почему неудобна дымокамера? — спрашивает Козулин и сам себе отвечает. — Да потому что я сходил в нее 5–6 раз и уже знаю наизусть: как пройти и где найти.
— Пожарный должен постоянно двигаться и развиваться, — подхватывает Нелюбов. — И полоса препятствий, и огневые дома, и полоса спасателей, и тот же мобильный комплекс — все это дорогие изделия, а вот простого пожарного тренажера и нет!
Валентин Николаевич показывает в сторону металлических труб на пустыре у пожарной башни:
— Вооон 22 каркаса стоят! В октябре планируем смоделировать из них 3 маршрута: легкий, сложный и особо сложный.
Собрать 3этажный тренажерный контур по принципу лабиринта, в котором межкомнатные переходы и переходы с этажа на этаж будут снабжены дверьми — идея новаторская. Их открывание или закрывание позволит бесконечно комбинировать варианты тренировок, исключая применение пожарными стереотипных решений. Этакий многоэтажный дом пожарных учений, да еще и с изменяемой формулой лабиринта.
— Это целиком наш проект, — говорит Нелюбов. — Он пока что на бумаге, но над чертежами мы работаем каждый день. Я сегодня как раз и приехал, чтобы с Евгением Юрьевичем коечто обсудить.
Похоже, это те самые чертежи, от которых я оторвал Козулина в его кабинете.
Евгений до прихода в «пожарку» служил в армейской разведке и потому быстро понял работу газодымозащитника. Пожарный тоже не знает, с чем ему предстоит столкнуться, когда он прибывает на возгорание. Лишь задача — отыскать и спасти пострадавших — всегда и везде остается главной и первоочередной.
— Ято на своем опыте знаю, каково это — пролезть в 70сантиметровое окно со стволом в руках и в аппарате, когда за тобой идут еще двое из звена, в полном дыму искать пострадавшего, о котором сказали, что он гдето здесь и... наткнуться на глухую стену… Когда у тебя только фонарик и нужно вернуться, — говорит Козулин. — Поначалу, конечно, у всех паника, это неизбежно. И к этому нужно быть готовым. Испытание проходит только психологически, физически и эмоционально готовый человек.
Евгений считает, что будущий домлабиринт поможет снизить психологическую нагрузку пожарного.
— Здесь все будет направлено на возможности человека ориентироваться в замкнутом пространстве.
Всегда легче, когда на входе знаешь, что выход есть, и его лишь нужно найти, приложив определенные усилия и навыки. А все остальное — моторика и мышечная память, это давно и не нами придумано.
— Такого «лабиринта», конечно, еще нет ни у кого в гарнизоне. Сейчас я пока это все черчу. Когда соберем идеи в кучу, поймем, что лишнего ничего нет, что все продумано, мы его воплотим. У нас все должно быть максимально функционально и просто в изготовлении. Абсолютно темное помещение, обшито профнастилом... И это здорово, когда человек может просто пойти на площадку и попробовать своими руками все, о чем только что прочитал в учебнике. Нам тут работы еще на много лет хватит...
Заключение
Толстенный «Исторический формуляр СПЧ» похож на дембельский альбом с чернобелыми фотографиями. Он лежит в комнате психологической разгрузки у камина, по соседству с подшивками газеты «Спасатель» и журнала «Пожарное дело» за прошлые годы.
На одной из страниц читаю приказ № 73 от 5 ноября 1993 года: «За проявленные в ходе тушения пожара (ИТК3) выносливость и мужество наградить деньгами в сумме 15000 рублей...»
Пятым в списке из 6 фамилий значится: химикдозиметрист рядовой Е.Ю. Козулин.
Утомленный впечатлениями, я прикорнул на диванчике под журчание фонтана и плеск карасей в аквариуме с каркасом из байкальского гранита. Ночь прошла спокойно, без вызовов и пожарных тревог.
...Покидая Иркутск, я увидел мелькнувший в иллюминаторе красный БРДМ у СПЧ. И хотя с высоты грозная машина выглядела игрушкой в масштабе 1:43, на душе у меня, как у пассажира, стало спокойней.
Наша справка
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) — боевая машина 1950-х годов, использовалась в роли стандартной легкой разведывательной, штабной и связной машины Советской армии. БРДМ имела повышенную проходимость за счет применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колес и амфибийной способности, а также больший запас хода стояла на вооружении сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты вплоть до конца 1970-х годов.
P.S. 12 сентября Евгений Юрьевич Козулин прошел аттестацию и рекомендован на должность начальника СПЧ.