Алексей Петрович Давыдов
Тают на календаре августовские листки… Лето проходит. Вот уже все больше золота на деревьях: сначала березки, а теперь вслед за ними и другие лиственные породы покрываются багрянцем. Какое оно короткое оказалось, лето 2013-го… Не обошлось и без чрезвычайных ситуаций.
ФОТОКОНКУРС "КРУПНЫМ ПЛАНОМ"
Редакция «Пожарного дела» объявляет юбилейный  фотоконкурс, посвященный 120-летию выхода в свет первого номера журнала.
Исторический календарь
Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Публикации по темам

На пути к спасению: средства индивидуальной защиты

28 Сентября 2012

Два плюс три

Существуют два принципиальных способа ликвидации негативных последствий воздействия продуктов горения на путях эвакуации. Первый заключается в создании условий, когда при любых вариантах развития пожара концентрации опасных веществ в воздухе не будут превышать допустимых норм, что может достигаться соответствующими объемно­планировочными решениями при проектировании и строительстве зданий и сооружений, использованием специальных систем дымоудаления и очистки воздуха. Второй предполагает использование средств индивидуальной защиты (СИЗ), обеспечивающих очистку вдыхаемого воздуха от вредных и опасных продуктов горения (фильтрующие СИЗ) или изоляцию органов дыхания от внешней среды (изолирующие СИЗ). Оба способа определены Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123­ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ст. 52. И в каждой конкретной ситуации более предпочтительным должен являться вариант, который возможно реализовать на практике и дающий лучший эффект.

Для достижения максимальной эффективности использования средств защиты необходимы три условия. Во­первых, они должны быть у пользователя в момент возникновения ЧС (что достигается обеспечением объектов необходимым количеством СИЗ и их рациональным размещением). Во­вторых, СИЗ должны иметь необходимые показатели качества, подтвержденные соответствующими сертификатами и гарантиями производителей. В­третьих, пользователи должны уметь их своевременно и правильно применять, что достигается обучением граждан действиям при пожаре и ознакомлением с техническими средствами обеспечения пожарной безопасности, в т. ч. СИЗ.

Потребители — треть населения

На сегодняшний день наиболее острым является вопрос обеспечения объектов средствами защиты. Емкость рынка наиболее распространенных изделий (фильтрующих и изолирующих самоспасателей) на протяжении последних лет практически не меняется, и объем их реализации составляет около 300 тыс. шт. в год. С учетом пятилетнего срока хранения у потребителей находится примерно 1,5 млн самоспасателей. По оценкам экспертов, в СИЗ могут нуждаться до одной трети населения страны, следовательно, сегодняшний уровень обеспеченности составляет порядка 3% от потребности. При таком положении дел вряд ли можно говорить о сколь­либо значимом снижении уровня гибели и травмирования людей за счет использования СИЗ.

Что сделано в стране для формирования рынка СИЗ при пожаре? Созданы необходимые, но еще далеко не достаточные условия для повышения уровня обеспеченности объектов СИЗ. Главным таким условием является определение необходимости использования СИЗ, их классификация и установление общих требований к этим средствам в Федеральном законе (№ 123­ФЗ, ст. 47, 52, 55, 123). Им подтверждено, что разработка, производство и распространение СИЗ является полноправным элементом решения государственной задачи по реализации конституционного права граждан на обеспечение безопасности, а не прихотью отдельных ведомств и организаций.

О детях позабыли

Вторым, частично реализованным необходимым условием является принятие государственных стандартов, устанавливающих технические требования к фильтрующим и изолирующим самоспасателям. Эти документы определяют единые правила раз­работки и производства соответствующих изделий уже не на уровне отдельных отраслевых норм, между которыми производителям приходилось лавировать, а на уровне единых для всех государственных требований. Условие реализовано частично по той причине, что разработаны стандарты, устанавливающие требования к самоспасателям для людей возрастом от 12 лет. Нормативных же документов, определяющих требования к средствам защиты для младших школьников, детей дошкольного и грудничкового возраста, пока нет. Третье выполненное необходимое условие — созданы компетентные сертификационные органы, способные обеспечить государственный контроль качества продукции.

Однако перечисленных документов и органов контроля качества СИЗ недостаточно. Закон установил, что СИЗ должны быть и какими они должны быть, стандарты и сертификационные органы являются механизмом реализации закона по обеспечению качества изделий, а вот сам механизм реализации положений закона в части обеспечения средствами защиты практически отсутствует. Со вступления в силу Федерального закона № 123­ФЗ прошло три года. Время вполне достаточное для того, чтобы определить, какие изменения произошли под влиянием этого документа.

К цивилизованному рынку

Практическое состояние дел на рынке СИЗ, используемых для эвакуации при пожаре, показывает: там, где созданы механизмы реализации закона, наблюдаются заметные сдвиги в сторону улучшения. Только в сегменте фильтрующих самоспасателей появились 3 новых отечественных производителя со своими марками изделий, традиционные производители представляют модифицированные образцы с улучшенными характеристиками, в области разработок просматривается тенденция к достижению более высоких показателей защитных свойств, обеспечивающих конкурентные преимущества изделий.

В то же время там, где механизмов реализации положений закона не создано, заметных сдвигов не наблюдается. Какой была емкость рынка до принятия закона, такой она практически и осталась. Положение закона о том, что использование СИЗ является одним из способов защиты людей от воздействия опасных факторов пожара, не является прямым указанием и основанием для закупок средств защиты. Поэтому их приобретение фактически зависит от доброй воли руководителей государственных и коммерческих организаций, ответственных за эксплуатацию объектов. Органы государственного контроля и надзора не имеют регламентированных оснований требовать обеспечения учреждений и организаций СИЗ. Нет и полноценных нормативных документов, определяющих, какого рода объекты должны обеспечиваться самоспасателями, по каким нормам необходимо обеспечивать, где и как должны располагаться СИЗ, каковы общие рекомендации по порядку их применения, кто отвечает за эксплуатацию средств защиты, кто и как должен осуществлять контроль.

Пока положение дел складывается таким образом, что производители СИЗ должны не только их выпускать, но и заботиться о том, чтобы найти потенциальных потребителей и убедить их обеспечить подведомственные объекты и учреждения этими изделиями во исполнение требований федерального закона. СИЗ не рассматриваются организациями и гражданами в качестве предметов первой необходимости. Поэтому без целенаправленной и планомерной работы государственных органов, ответственных за обеспечение пожарной безопасности граждан, уровень обеспечения объектов средствами защиты может неопределенно долго оставаться низким, а количество смертей от отравления продуктами горения по­прежнему будет составлять львиную долю от погибших на пожаре.

Что касается принятия нормативных документов и организации контроля за выполнением их требований, то эта работа не требует сколь­либо серьезных затрат времени, людских и материальных ресурсов. Нужна только воля соответствующих государственных ведомств.
С созданием условий для обеспечения потребителей СИЗ дело обстоит несколько сложнее. Здесь требуется объединение усилий самих потребителей (федеральных, региональных, муниципальных и коммерческих структур, отвечающих за обеспечение безопасности людей в подведомственных учреждениях и организациях), органов МЧС и производителей СИЗ.

Не на сезон, не про запас

В настоящее время спрос на СИЗ при пожаре со стороны государственных и коммерческих структур чаще имеет ситуационный или сезонный характер. Случается резонансная ЧС с гибелью людей и последующие за ней проверки — в проверяемом ведомстве возникает соответствующее распоряжение, и происходит некий всплеск закупок средств обеспечения пожарной безопасности. Закупки же происходят в основном к концу года, когда окончательно проясняется картина с расходованием бюджетов различных уровней.

При таком «рваном» характере спроса производителям достаточно трудно планировать выпуск изделий хотя бы в первом приближении. Поскольку средства защиты являются достаточно сложной технической продукцией, требующей при своем изготовлении использования многих материалов и комплектующих изделий. А накопление необходимого для выполнения заказа количества комплектующих изделий требует финансовых, временных и людских затрат. Производить же много продукции «про запас» нецелесообразно, она имеет достаточно ограниченные сроки хранения, и при отсутствии гарантий своевременной реализации производитель может понести серьезные убытки. Сегодня основным критерием при определении объема выпусков является ориентация на прошлые годы. И при существующем характере взаимоотношений между производителем и потребителем надеяться на значимое увеличение обеспечения объектов средствами защиты — весьма проблематично.

По рублю

Вопрос серьезного расширения рынка в сегменте средств индивидуальной защиты может быть решен достаточно быстро при принятии целевых программ по обеспечению объектов этими средствами на федеральном, региональном, муниципальном, отраслевом и ведомственном уровнях. Основная цель таких программ — повышение уровня пожарной безопасности в подведомственных учреждениях и организациях, поэтому в них должны быть заинтересованы, прежде всего, эти учреждения и организации, а также государственные структуры, ответственные за пожарную безопасность граждан.

Потенциальные возможности и желание производителей к серьезному наращиванию объемов производства СИЗ граждан при пожаре в стране имеются. Остается только понять, на государственном уровне, что средства обеспечения пожарной безопасности являются продукцией особого рода, это не парфюмерия или косметика, полностью вписывающаяся в классические законы рынка, поэтому ожидать, что рынок сам отрегулирует спрос, бесполезно.

Обеспечение конституционного права граждан на безопасность — забота, прежде всего, государства. Да и материальные затраты здесь не так уж велики, поэтому требования к обеспечению учреждений и организаций средствами защиты вряд ли заметно отразятся на их финансовом состоянии. Срок хранения всех видов самоспасателей составляет не менее 5 лет, это 1825 дней. При сегодняшних ценах на изделия затраты на человека составят около 1 рубля в день. Таким образом, месяц гарантий обеспечения защиты от отравления продуктами горения стоит как обычная бутылка молока.

Лицом к безопасности

Особенное направление деятельности по расширению рынка средств защиты — это работа с гражданами. Практика показывает, что большинство людей, профессионально не связанных с пожарной безопасностью или средствами защиты, не имеют представления о существовании изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту при пожаре. Еще меньше людей знают о существовании предприятий розничной торговли, где такие изделия можно приобрести.

Ликвидировать этот пробел с помощью каких­либо постановлений вряд ли возможно. Гражданин на суверенной территории своего жилища, по сути, сам себе законодатель. Остается один путь — просвещение и пропаганда. Эффективная пропаганда средств обеспечения пожарной безопасности среди граждан вряд ли под силу отдельным организациям. Необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон, тем более что пропагандировать нужно не только средства индивидуальной защиты, но и целый комплексе изделий: первичные средства пожаротушения, аварийно­спасательное оборудование, пожарные извещатели, системы автоматической пожарной защиты и т. д., аргументировано убеждая гражданина оснастить и защитить свою квартиру или загородный дом ими. В этом случае в проведении общих рекламных или других мероприятий по пропаганде своей продукции будет одновременно заинтересован широкий круг организаций, что дает возможность объединения серьезных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для достижения общей цели. Для реализации такого взаимодействия нужны организующие усилия и государственных, и общественных структур.

Огнетушитель, пожарный извещатель, средства защиты и спасения должны занять в сознании гражданина такое же место, как зубная щетка или пульт телевизора. Это предметы, необходимые для жизни, а не навязываемые изредка появляющимися страшилками об ужасах пожаров. Когда отсутствие таких предметов в квартире или загородном доме и неумение ими пользоваться станет считаться признаком дурного тона, задачу формирования культуры пожарной безопасности человека можно считать выполненной. Только до этого еще очень далеко, а уровень обеспечения пожарной безопасности граждан нужно поднимать уже сегодня.