16 февраля в истории

16.02.2014.

1837 – У острова Мэн затонул английский бриг «Джейн и Маргарет», около 200 человек, все пассажиры и члены экипажа, погибли. Фрагменты судна были обнаружены в море спустя сутки, никого из выживших найдено не было, а потому причины трагедии остаются неизвестны.

1853 – У берегов Южной Калифорнии затонул американский парусник «Индепенденс».  140 человек погибли.

1957 – Верховным Советом СССР учреждена медаль «За спасение утопающих». Медалью награждались работники спасательной службы и другие граждане СССР, а также лица, не являющиеся гражданами СССР, за смелость и самоотверженность, проявленные при спасении людей на воде; за высокую бдительность и находчивость, в результате чего были предупреждены несчастные случаи с людьми на воде; за образцовую организацию спасательной службы на воде. Медаль «За спасение утопающих» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За отвагу на пожаре». Последнее награждение медалью в СССР состоялось 20 мая 1991 года. В соответствии Указу Президиума Верховного совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424-1 медаль бывшего СССР, с аналогичным названием, осталась в наградной системе России. Надпись на реверсе СССР была заменена на надпись РОССИЯ. Награждения данной медалью в Российской Федерации производилось с 1992 по 1995 год. В соответствии указу президента России 2 марта 1994 года № 442 медаль отсутствует в системе государственных наград РФ, вместо советской медали «За спасение утопающих» была введена общая российская медаль «За спасение погибавших».

1982  - Советский ролкер «Механик Тарасов», во время экспериментального трансатлантического рейса, после получения сигнала MAYDAY с канадской нефтяной платформы «Оушн Рейнджер» в Северной Атлантике, направился в район бедствия и потерпел крушение в результате шторма, не дойдя 100 миль до платформы. Из 37 членов экипажа погибло 32 человека. Бушевавший шторм нанёс серьёзные повреждения корпусу корабля, внутрь начала заливаться вода. Однако, получив сигнал бедствия, капитан корабля принял решения направиться на помощь гибнувшей нефтяной платформе, хотя его корабль находился в критическом состоянии. Особенности конструкции судна, а именно высокий центр тяжести и коробчатая форму корпуса, подходили для плавания во внутренних морях. В условиях шторма поведение судна оставляло желать лучшего. Возникали опасные крены и рыскания. Кроме того, на нем не было поперечных водонепроницаемых перегородок, что противоречило международным требованиям безопасности мореплавания. В условиях шторма потрёпанный корабль постоянно погружался носом в воду и зачерпывал всё больше жидкости. Капитан принял решения позвать на помощь советские суда и отказаться от мощи датских моряков и канадских спасателей, даже когда от его судна оторвало шлюпку. По всей вероятности, он ждал подхода советских кораблей, которые просто не успевали к месту трагедии. В последний момент, когда судно вот-вот должно было уйти под воду, к нему подошел рыболовный траулер «Иван Дворский». Но оказать помощи он не смог, «Механик Тарасов» перевернулся и ушел под воду. А втянуть тонущего человека на высокие борта траулера оказалось делом невозможным, моряки смогли поднять только одного человека, который потом умер от переохлаждения. Датчанам же удалось поднять на борт девятерых советских моряков. Их растирали спиртом, укутывали в теплую одежду, но спасти удалось только пятерых. Остальные члены экипажа «Механика Тарасова» погибли от переохлаждения. Расследование причин кораблекрушения корабля привело к появлению множества вопросов о штормовых мореходных качествах новейших для того времени судов торгового флота, о правильности действий капитана. Но многочисленные дискуссии об этом корабле, в основном носившие технико-политический характер, привели к тому, что в заключении комиссии, расследовавшей факт гибели судна, были прописаны технические причины трагедии. После чего в конструкцию однотипных ролкеров внесли некоторые изменения, а использование их на трансатлантических линиях прекратили. Однако споры о виновности или не виновности капитана продолжаются до сих пор.

1983 – Серия лесных пожаров, общим числом около 180, известных как «пожары Пепельной среды», охватила два австралийских штата – Викторию и Южную Австралию. Годы сильнейшей засухи, предшествующей событиям этого дня, а также экстремальные погодные условия способствовали распространению огня на огромную территорию с большой скоростью. Жертвами лесных пожаров в этот день стали 47 человек в Виктории и 28 человек в Южной Австралии, включая 17 человек пожарных. В результате пожаров в этот день было эвакуировано порядка 8 000 человек только в Виктории. В Южной Австралии в этот день впервые в истории было объявлено чрезвычайное положение.

1986 – Во время лоцманской проводки под руководством старшего лоцмана и капитана порта Пиктон у берегов Новой Зеландии затонул советский пароход «Михаил Лермонтов». Судно дважды ударилось дном о подводные камни скалистой отмели в районе мыса Джексон и получило обширную пробоину по левому борту ниже ватерлинии. Принятые командой меры по спасению корабля путём задраивания водонепроницаемых перегородок отсеков не дали эффекта: в результате быстрого поступления воды возник опасный крен на правый борт. Капитан принял решение посадить судно на мель и с этой целью вошёл в залив Порт-Гор. Bз-за затопления главного распределительного щита теплоход «Михаил Лермонтов» потерял ход, не дойдя до отмели менее одного километра/ Находившиеся на борту люди — 408 пассажиров (значительная часть из них пенсионного возраста), 330 членов экипажа и новозеландский лоцман — были спасены подошедшими к месту гибели лайнера танкером «Тарихико» и паромом «Арахура». Через 20 минут после завершения эвакуации, лайнер затонул на глубине 33 метра. В катастрофе погиб один человек: инженер рефрижераторных установок, работавший в отсеке, затопленном сразу после столкновения. Официально виновником катастрофы был признан старший помощник капитана, как старший офицер, находившийся на мостике в момент столкновения.

1998 – Самолёт авиакомпании «Эйр Чайна» разбился недалеко от аэропорта Тайваня. Погибли 196 человек на борту самолёта и 6 человек на земле. Причиной авиакатастрофы стала ошибка пилота в плохих метеоусловиях при недостаточной видимости.

2007 – В Москве прошло первое заседание Общественного совета при МЧС России. Его председателем был избран президент Союза журналистов Москвы, главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев. Его заместителями избраны народный артист России Лев Лещенко и ректор Российской академии госслужбы при Президенте РФ Владимир Егоров. Всего в состав Общественного совета при МЧС России вошли 31 человек. В составе Общественного совета сформированы четыре комиссии: по проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; по реализации мер правовой и социальной защиты личного состава МЧС России, граждан, уволенных со службы и членов их семей; по культурно-шефской работе и взаимодействию с общественными и религиозными объединениями, а также по укреплению правопорядка, воинской, служебной и трудовой дисциплины.

Алексей Петрович Давыдов

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Январский дождь смыл последний листок календаря канувшего в историю 2013 года. Небывало теплая погода почти на всей территории страны держалась без малого полто...

Самый читаемый материал

Исторический календарь

« Март »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Подписка на рассылку