— Я, наверное, единственная из глав администраций сельского поселения, которая брала в банке два миллиона рублей. Время было такое… Спасибо знакомым, которые уговорили управляющего дать эти деньги. Мне нечем было заплатить за газ, я вынуждена была брать кредит, и только таким образом мы смогли войти в отопительный сезон…
С этого воспоминания и началось наше знакомство с жизнью Суворовского района — лучшего муниципального образования Тульской области в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Язык понятных аллегорий
Горностаевый лев с золотым языком и когтями, держащий в правой передней лапе двуострую громовую стрелу, а в левой — щит, обремененный фонтаном из лазоревых и серебряных струй, является официальным символом Суворовского района. Лев этот изображен на его гербе и флаге и языком аллегорий «отражает исторические, экономические и природные особенности региона».
Аллегоричность вполне понятна: здесь, на берегу огромного водохранилища, стоит Черепетская ГРЭС, здесь бьют из-под земли минеральные воды, а в тени вековых лип на берегу реки Черепеть приютился санаторий «Краинка».
А два миллиона в банке для оплаты долгов за газ брала Ольга Николаевна Устинова, глава администрации муниципального образования Черепетское. В ту пору на ее территории работало несколько крупных газовых котельных, в квартирах было привычно холодно, и в школьных классах до +16, зато плата за отопление при таком «климате» казалась неимоверной. Ольга Николаевна — руководитель с опытом, но и она, выбиваясь из сил, позволяла себе плакать.
Наша справка !
Суворовский район расположен в западной части Тульской области. Граничит на востоке с Дубенским и Одоевским районами Тульской области, на севере — с Перемышльским и Козельским районами Калужской области. Как административно-хозяйственная единица возник в августе 1954 года, когда рабочий поселок Суворовский Ханинского района был преобразован в город районного подчинения. В 1958 году районный центр был перенесен в город Суворов, а сам район стал именоваться Суворовским.
Уйти от слез
Сделать это Устиновой помогли перемены, произошедшие в районе за последние четыре года. Благодаря существенной помощи со стороны областного бюджета, удалось перейти на индивидуальные источники тепла. В школу и детский сад поставили индивидуальные котельные; в Доме культуры села Рождествено, который и вовсе не отапливался несколько лет, провели капитальный ремонт системы отопления. Чердачные помещения обработали огнеупорной пропиткой, теперь дело за монтажом противопожарной сигнализации. Кстати, все социально значимые объекты района оборудованы автоматическими системами сигнализации с выводом
тревожного сигнала на диспетчерский пульт ПСС. А представители гарнизона пожарной охраны Суворовского района активно взаимодействуют с местной администраций: принимают участие в каждом сельском сходе, контролируют состояние гидрантов и сетей противопожарного водоснабжения, пирсов и водонапорных башен, следят за проведением сезонных опашек. Одним словом, профилактике суворовские пожарные уделяют особое внимание.
— На сегодня в каждом сельском поселении области созданы ДПД. Добровольцы тоже привлечены к участию в профилактической работе с населением, выходят на совместные патрулирования полей и лесных массивов, — дополняет информацию заместитель начальника ГУ МЧС России по Тульской области Владимир Анчишкин. — Одним словом, оказывают большую помощь нашей противопожарной службе. Конечно, многое зависит от бюджета, но после 2010 года люди начали относиться к обеспечению пожарной безопасности более ответственно.
Бюджет любого муниципального образования является дефицитным, но к числу «бедных родственников» Черепетское давно уже не относится. Во-первых, на его территории работают — а стало быть, платят налоги — местный пищекомбинат, спиртоводочный завод, птицефабрика, завод по производству минеральной воды «Краинка». Во-вторых, Устинова активно участвует во всех государственных программах, в которых заложено софинансирование. В-третьих…
— Вы посмотрите, какой у нас глава района продвинутый, — объясняет Ольга Николаевна. — Мне со многими приходилось общаться, ни у одного из них нет такой энергии и такой требовательности.
«Пашем без дураков»
Энергии, которой обладает глава администрации Суворовского района Геннадий Викторович Сорокин, действительно можно позавидовать. Однако четыре года назад его работа на этом посту была похожа на работу антикризисного управляющего какого-нибудь разоренного предприятия.
Достаточно сказать, что на момент его прихода город Суворов был полностью отключен от горячего водоснабжения. Забор воды происходил из водохранилища Черепецкой ГРЭС, и подогретая на станции вода подавалась в городскую систему, обеспечивая жителей теплом и комфортом. Так было до тех пор, пока в дело не вмешались браконьеры, выбившие все поголовье толстолобика и белого амура. Без них водоем тут же заполонили сине-зеленые водоросли, вода стала непригодной даже для технических нужд, и по решению суда ее подача в город Суворов была прекращена.
Сегодня водохранилище вновь чистое и зарыбленное, а в квартиры горожан вода поступает из пробуренных артезианских скважин. Стараниями Сорокина во всех населенных пунктах проложили линии электропередач, поменяли водопроводы, новую телефонную станцию построили, на улицах районного центра восстановили уличное освещение.
— Люди думают, что мы — город энергетиков и у нас светло за счет ГРЭС, — рассказывает Геннадий Викторович. — Нет, у нас светло за счет нашего бюджета. Просто мы привели экономику в порядок, счетчики поставили, поэтому и город у нас светлый. Конечно, не подумайте, что у нас везде коммунизм, но сделано очень много.
А еще в жизни Сорокина был 2010 год, когда в экстренном порядке создавали районную КЧС, формировали дружины, готовили технику, выезжали на тушение лесных пожаров, полыхавших на окраинах Калужской области.
— И я вам скажу, что эти ребята — настоящие герои, — эмоционально формулирует Геннадий Викторович, показывая на сидящего рядом начальника 14-го отряда федеральной противопожарной службы Тульской области Евгения Аношкина. — Это они сумели вывести людей и технику, попавшую под верховой пожар, благодаря им — никакой беды, ни одного крупного возгорания на территории нашего района. Мы, в свою очередь, по-военному грамотно смогли все организовать: опахивали населенные пункты, проводили совместные рейды, охраняли пионерские лагеря. Войдя в этот ритм, мы из него и сегодня не выходим. В этом смысле душа у меня спокойна, потому что действительно пашем без дураков.
Особая тема
О чем же болит душа главы администрации вполне благополучного района?
Причин для беспокойства сразу несколько. Это и кадровый голод, потому как труд современного регионального чиновника вовсе не мед: при существующей нагрузке, высоких требованиях и, в общемто, скромных доходах работать люди уже не хотят. Это и «критическая сумасшедшая ситуация» с ветхим и аварийным жильем, доставшимся в наследие от шахтоуправления «Тулауголь». Людей, живущих в двухэтажных домах с деревянными перекрытиями, построенных когда-то в пяти шахтерских поселках, не удается отселить в силу существующих бюрократических коллизий.
К числу проблем, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, относится и практически полное отсутствие системы очистки канализационных и промышленных стоков. Отхожие воды практически всего Суворовского района попадают в реки, убивают экологию, утекают в соседнюю Калужскую область. К сожалению, денег на строительство очистных сооружений в бюджете пока нет.
Но особой темой для Геннадия Сорокина является проблема усовершенствования системы оповещения. Внешними акустическими устройствами укомплектованы всего три населенных пункта в районе, один из них — город Суворов. И этот пробел необходимо устранять. Зато все здешние села давно оснащены рындами, а все старосты — сотовой связью. «Но разве это оповещение?» — задается вопросом Сорокин.
— Когда-то была у нас государственная программа под лозунгом: «Каждому населенному пункту — телефонный автомат!». Сегодня даже в самой заброшенной деревне есть будка, — значит, централизованные выводы с узла связи мы имеем. Что нам мешает на эту телефонную будку поставить ревун? Тогда по единой команде у меня «завоет» весь район. Мы писали в «Тулателеком», а нам ответили: мы этим не занимаемся. А ведь эта система может использоваться по самым разным поводам. Нажал кнопку: «Граждане, все на выборы», еще раз нажал: «Внимание, штормовое предупреждение!». Это гораздо эффективнее старосты, которого мы привлекаем к работе на общественных началах. Смешно ведь: в эту программу были вложены безумные деньги, а Ростелеком говорит, что эти будки уже не нужны, давайте мы их снесем. Столько тысяч километров проложенного, защищенного телефонного кабеля, да Америка о таком мечтать не может! А мы не хотим воспользоваться тем, что у нас уже есть.
Десять миллионов и одна бабушка
Год назад в состав Черепетского муниципального образования вошло сельское поселение Песковатское. Объединение позволило снизить расходы по содержанию административного аппарата и дало возможность участвовать сразу в нескольких государственных программах. А на плечи Ольги Николаевны Устиновой легла двойная нагрузка и ответственность за территорию, где находится более пятидесяти сел и деревень. А бюджет- то, как помните, дефицитный и не резиновый…
Выручил приехавший взглянуть на Суворовский опыт муниципального управления губернатор Тульской области Владимир Груздев. Приехал и… «подарил» Ольге Николаевне десять миллионов рублей.
— Губернатор принял решение зарегистрировать на нашей территории человека, который имеет большие налоговые отчисления — более ста миллионов рублей, — пояснила глава. — Таким образом, когда он заплатил их, 10% от этой суммы вернулись в наше сельское поселение Черепетское. Поэтому в 2012 году мы смогли очень многое сделать.
Благодаря этим деньгам, появился и водопровод в маленькой деревне Горки. Устинова и сегодня вспоминает, как однажды пришла на сельский сход совсем старенькая бабушка. «Дочь, — обратилась она, — я из Горок за водой больше километра хожу. Туда с пустым ведром иду, набираю полное, а приношу меньше половины. Трудно мне в таком возрасте и так далеко ходить». Полтора километра водопровода до Горок проложили быстро, гидранты поставили. Только та самая бабушка до этой светлой поры так и не дожила.
— Меня до сих пор это гложет, — призналась Ольга Николаевна, и голос ее дрогнул…
Не числом, а умением
На территории Суворовского района расположено 8 федеральных пожарных частей, и он имеет стопроцентное прикрытие от пожаров. Но результат этот был достигнут еще и благодаря созданию так называемых «малочисленных» частей областного управления противопожарной службы.
Подобные формирования существуют и в других регионах нашей страны. Тульский же опыт обращает на себя внимание эффективным взаимодействием в этом вопросе всех заинтересованных сторон: и регионального правительства, и администрации муниципальных образований, и Главного управления МЧС России по Тульской области.
— Вначале, конечно, было непонимание: что это за часть из шести человек? Что может сделать один человек на дежурстве? — вспоминал начальник ГУ МЧС России по Тульской области Ришат Нуртдинов. — И действительно, в ночное время на смене там находится один водитель. Но основная задача была в том, чтобы оперативно подать первый ствол, чтобы приблизить эти части — или пожарные посты, если угодно — к тем населенным пунктам, которые находятся на удалении от районных центров. И мы задачу выполнили. Нам удалось вовлечь в работу органы местного самоуправления, приспособить под свои нужды пустующие помещения и брошенные здания. Муниципальные власти за свой счет отремонтировали их, провели необходимые коммуникации. Мы, в свою очередь, обеспечили эти подразделения специальной техникой. А потом вышел Федеральный закон «О добровольной пожарной охране», и мы усилили наши малочисленные части добровольцами…Таким образом, на сегодня процент прикрытия территории Тульской области всеми видами пожарной охраны составляет 98%.
Евгений Доян