Алексей Петрович Давыдов
Тают на календаре августовские листки… Лето проходит. Вот уже все больше золота на деревьях: сначала березки, а теперь вслед за ними и другие лиственные породы покрываются багрянцем. Какое оно короткое оказалось, лето 2013-го… Не обошлось и без чрезвычайных ситуаций.
ФОТОКОНКУРС "КРУПНЫМ ПЛАНОМ"
Редакция «Пожарного дела» объявляет юбилейный  фотоконкурс, посвященный 120-летию выхода в свет первого номера журнала.
Исторический календарь
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Публикации по темам

Хранители медвежьего края

24 Апреля 2013

На севере Архангельской области, в Мезенском районе, созданы две добровольные пожарные команды. Теперь здесь 80% населенных пунктов находятся под прикрытием.

Привыкшие надеяться на себя

Медвежий край — так обычно называют территории, подобные Мезенскому району, расположенному на самом севере Архангельской области. Когда-то градообразующим предприятием Мезени был деревоперерабатывающий завод в поселке Каменка, расположенный на противоположном берегу реки. Производственная мощность предприятия достигала 300 тыс. кубометров в год, готовый пиломатериал шел на экспорт. Древесина ценилась благодаря своей особой структуре, свойственной северным деревьям — годичные кольца у них тонкие, что свидетельствует о повышенной плотности древесины. Однако уже около 20 лет суда не швартуются у берегов Каменки — завод не функционирует, оборудование распиливается на металлолом. Развал предприятия не мог не сказаться и на обитателях поселка — с 7 тысяч человек население Каменки сократилось до трех. В самой Мезени не покидает ощущение оторванности от современного мира, да и жители района давно уже привыкли надеяться только сами на себя — говорят, когда в 90-е из магазинов внезапно исчезли продукты, люди не вышли на демонстрации, как в других регионах, а вернулись домой и стали выпекать хлеб сами.

От помощи не откажемся

Как и в других, более оживленных местах, здесь актуальна проблема пожарной безопасности. Всего в районе две пожарные части — в Мезени и ее спутнике Каменке — и пять отдельных пожарных постов, укомплектованных необходимой техникой и личным составом.

— Сравнивать нас с остальной областью трудно. Мезенский — самый северный, самый малочисленный и самый труднодоступный район области; население по официальной статистике составляет 12 тысяч человек, на деле же на несколько тысяч меньше, — рассказывает начальник отдела надзорной деятельности Мезенского района Валерий Высотин. — По сравнению с остальными 18-ю районами пожаров у нас значительно меньше — в среднем за 20 лет ежегодно происходит порядка 16 возгораний. Для сравнения, в том же Вельске или Котласе только за день нередко происходит по 2–3. Вероятно, такая разница связана с малым количеством населения, ведь статистика берется на 10 тыс. человек. Не исключено, что люди здесь более внимательно относятся к вопросам безопасности, т. к. знают: в случае беды помощь может не успеть вовремя.

Жилфонд в районе преобладает частный, деревянный, причины пожаров не отличаются от общероссийской статистики: на первом месте — неосторожное обращение с огнем, затем — электротехнические и печные неисправности.

Основная проблема, которая встает перед экстренными службами района, — проблема транспортной доступности. Далеко не все из 54 населенных пунктов сообщаются между собой круглогодичными автомобильными дорогами. Даже автомобильный зимник для многих деревень — недостижимая роскошь. Один из самых труднодоступных населенных пунктов — МО «Сафоновское», что рядом с Ненецким автономным округом. Самолет там видят раз в месяц зимой и раз в неделю летом. Летом можно добраться и по реке — 350 км в одну сторону. Что касается направления в сторону областного центра, то самым глухим местом считается МО «Ручьевское»: на снегоходе доберешься за двое суток либо можно попробовать пробиться на вездеходах — со стороны Тучкинской дороги.

Выяснение причин пожара для местных дознавателей, как правило, не обходится без экстрима. Говорит дознаватель ОНД Мезенского района Алексей Минькин:

— Летом к месту происшествия мы добираемся на лодках, вездеходах, а иногда и пешком. Прошлым летом был пожар в приморской деревне Мегра. До соседней деревни Койда я долетел самолетом, а до Мегры пришлось идти пешком, 30 км в одну сторону по берегу Белого моря. Песок был твердый, как асфальт, поэтому дошел без проблем. К сожалению, в распоряжении госпожнадзора имеется только УАЗ 1986 года выпуска…

В период распутицы отечественный внедорожник просто незаменим, но дознаватели мечтают пополнить автопарк новым, более комфортабельным транспортом. К тому же «козликом» можно обойтись далеко не всегда.

— По поводу доставки до места пожара договариваемся с главами местных администраций, предпринимателями, частными лицами, благо давно работаем и связи налажены, никто нам не отказывает, — объясняет реалии В. Высотин.

Еще одна проблема — связь. Она в районе в основном проводная, мобильной оснащен только райцентр и ближайшие к нему населенные пункты. Линия приходит в упадок, не ремонтируется.

Бывает, что в результате поломки телефонное сообщение отсутствует неделями. Поэтому нередки случаи, когда информация о происшествиях приходит с опозданием. Естественно, в таких случаях речь о ликвидации ЧП уже не идет, остается работать только по выяснению его причин.

Для Мезенского района характерны низкие температуры воздуха. Конечно, и в Архангельске зимой бывает за -30°С, но в Мезени, расположенной вблизи полярного круга (а частично и за ним), всегда холоднее на порядок. Этой зимой в Сафоново столбик термометра опускался до -42°С, тогда как в областном центре мороз не дотягивал и до -30°С.

Кроме тушения пожаров, мезенские огнеборцы регулярно участвуют и в ликвидации других происшествий, в основном ДТП. Нередко приходится оказывать населению иные виды помощи — например, открыть захлопнувшуюся дверь или вытащить лошадь, провалившуюся в заброшенный колодец.

На территории района расположены два особо важных социальных объекта — дом престарелых и инвалидов в д. Заозерье, где на стационаре находятся порядка 30 человек, и центр комплексного обслуживания населения в г. Мезень, где на лечении пребывают около 40 человек. Объекты досконально изучены пожарными в ходе тренировок, оснащены пожарной сигнализацией и прочими необходимыми атрибутами пожарной безопасности. Одним словом, работы в районе профессионалам хватает, поэтому они с удовлетворением воспринимают развитие добровольчества в области.

Поработали с огоньком

В помощь профессиональным огнеборцам созданы две добровольные пожарные команды — в деревнях Сояны и Ручьи. Добровольцы прошли обучение, медкомиссию, получили оборудование, форму. И теперь 80% населенных пунктов района находятся под пожарным прикрытием.

Деревня Сояны (ударение на первый слог) — центр Соянского биологического заказника, известного своими сосновыми борами и нерестовыми сёмужьими реками — в зимнее время насчитывает максимум 300 человек. В теплое время года число жителей увеличивается вдвое за счет приезжих родственников. 70 км на джипе по проложенному на болотах зимнику, значительной частью однополосному, — и мы в Соянах. Здесь-то и прописалась одна из вновь созданных добровольных пожарных команд.

— Создание ДПК обусловлено оторванностью деревни от внешнего мира: в случае пожара помощи нам, кроме нас самих, не окажет никто. Летом Сояны фактически превращаются в остров — от большой земли деревню отделяют две реки и болота. Да, может прилететь авиация из района, но на борт пожарную машину не возьмешь — только личный состав с минимумом оборудования, да и время будет упущено. Был на моей памяти большой пожар — помощь пришла, когда уже сгорело несколько домов, — рассказывает глава МО «Соянское» Владимир Широкий. — В Сояне есть несколько соцобъектов — школа, медпункт, почта, пока еще держится и рыболовецкий колхоз, поэтому появление ДПК здесь было крайне необходимо.

Как положено, бойцы (5 человек) прошли курс обучения под руководством специалистов-пожарных из Мезени. Новобранцам уже пришлось поработать «с огоньком» — горела хозяйственная постройка, возникла угроза перехода пожара на жилые дома. С возгоранием тогда успешно справились. И здесь хочется отметить не только сельчан-добровольцев, но и их пожарную технику — на вооружении команды находятся ГАЗ-66 1975 года выпуска и настоящий раритет — послевоенный ГАЗ-51, бережно хранящийся в гараже. Машина на ходу и также успешно принимает участие в ликвидации пожаров.

Наряду с этими пока исправно работающими «музейными экспонатами» на балансе пожарной команды — новенький УАЗ, укомплектованный двумя мотопомпами. С оснащением ДПК помогает областная администрация — так, в конце года для добровольцев было закуплено обмундирование и пожарно-техническое вооружение.

Анна Григорьева,
ГУ МЧС России по Архангельской обл.