Алексей Петрович Давыдов
Тают на календаре августовские листки… Лето проходит. Вот уже все больше золота на деревьях: сначала березки, а теперь вслед за ними и другие лиственные породы покрываются багрянцем. Какое оно короткое оказалось, лето 2013-го… Не обошлось и без чрезвычайных ситуаций.
ФОТОКОНКУРС "КРУПНЫМ ПЛАНОМ"
Редакция «Пожарного дела» объявляет юбилейный  фотоконкурс, посвященный 120-летию выхода в свет первого номера журнала.
Исторический календарь
Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Публикации по темам

Вопреки здравому смыслу

25 Апреля 2013

Пожар на заводе двигателей «КамАЗа», произошедший 20 лет назад, самый крупный из всех, когда-либо случившихся в мире на промышленном объекте. О его причинах и о том, извлечены ли из чрезвычайного происшествия какие-либо уроки, размышляет внештатный автор, инженер Николай Григорьевич Климушин, входивший в свое время в группу специалистов, исследовавших пожар.

Расследование

Пожар на заводе двигателей «КамАЗа» (длина корпуса — 1153 м, ширина — 364 м) был обнаружен около 19 часов 14 апреля 1993 года. Его тушение продолжалось до 11 часов 15 апреля, а ликвидировать горение масла в подвале удалось только четыре дня спустя.

В тушении принимали участие все силы и средства пожарной охраны Набережных Челнов. С огнем боролись 560 пожарных и 54 человека полка ГО и АО «КамАЗ». Задействовалось 54 единицы пожарной техники и 236 других машин и механизмов.

В результате пожара было выведено из строя 100% ограждающих конструкций (профнастил, утеплитель и мягкая кровля), светоаэрационных фонарей, инженерных сетей и оборудования в межферменном пространстве, в венткамерах и на кровле, а также кабельные силовые и низковольтные линии. Меньше пострадало от огня технологическое оборудование (50%), панели наружных стен (40%), стропильные и подстропильные фермы (70%).

Пожар в очередной раз подтвердил повышенную пожарную опасность зданий из легких металлических конструкций (ЛМК) в сочетании со сгораемым утеплителем, их низкую огнеустойчивость и трудность тушения таких объектов. Таковы были выводы правительственной комиссии, занимавшейся расследованием. Отсюда вытекала необходимость выработки технических и организационных мер по усилению противопожарной защиты подобных объектов. Кроме того, решения комиссии предусматривали замену сгораемого утеплителя в покрытии машинных залов АЭС, что в последующем и было выполнено. К сожалению, на ситуацию на других объектах пожар на «КамАЗе» практически не повлиял.

Специалисты предупреждали

Нельзя сказать, что до катастрофы в Набережных Челнах был информационный вакуум по вопросам пожарной безопасности зданий из ЛМК и применения сгораемого утеплителя из пенополистирола. Можно назвать хотя бы изданную массовым тиражом в 1990 году «Стройиздатом» книгу «Пожарная безопасность зданий из легких металлических конструкций». Да и в журнале «Пожарное дело» в те годы было опубликовано несколько статей специалистов по данной проблеме.

По вопросам устройства противопожарных поясов и замене сгораемого утеплителя на «КамАЗе» было разработано тогда много технических решений и издано приказов, которые так и остались на бумаге. В то же время на предприятии в 1990–1993 годах было зарегистрировано 127 возгораний (по заводу двигателей — 33). Сама жизнь, выходит, предупреждала о серьезной угрозе, которой подвергался автогигант. Однако предупреждениям не вняли.

Рассматривая нормативный аспект случившегося, можно выстроить цепочку событий, приведших к пожару на «КамАЗе» и к другим — менее крупным, но не менее характерным. За точку отсчета следует, видимо, принять Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении проектно-сметного дела», изданного в 1969 году, и утверждение ГОСТа «Плиты теплоизоляционные из пенопласта полистирольного». Этими документами ослаблялись противопожарные требования в СНиПах. В частности, разрешалось не согласовывать проекты с надзорными органами, если они соответствовали требованиям норм, что удостоверяли своими подписями главный инженер или главный архитектор проекта. Второй документ давал основание отнести пенополистирол к группе трудносгораемых материалов. А в покрытиях производственных зданий первой и второй степеней огнестойкости допускалось применение сгораемых утеплителей, в том числе и полимерных, по металлическому настилу без устройства противопожарных поясов.

Здесь уместно будет сравнить существовавшие до 1970 года строительные нормы по промышленным зданиям в нашей стране, в США и ФРГ. Так вот, за рубежом предел огнестойкости по перекрытиям был в 2 раза выше, чем у нас, или определялся в зависимости от горючей нагрузки в здании.

Поощряя и дальше строительство зданий из ЛМК, Госстрой СССР директивным письмом в 1970 году разрешил использование пенополистирола марки ПСБ-С в покрытиях из стального профилированного настила, запретив применять этот утеплитель в сочетании с железобетонными плитами. Этот документ действовал почти 15 лет, и за это время в стране были построены сотни зданий с покрытием из горючего материала.

На объектах из ЛМК начались пожары, но это нисколько не повлияло на интенсивность их сооружения. Объяснялось это тем, что в стране реализовывалась Продовольственная программа и была острая потребность в увеличении складских и производственных площадей. В результате принятия целого ряда законодательных решений в области строительства промышленных и складских зданий все ограничения по применению горючих пластмасс и незащищенных от огня несущих металлоконструкций были сняты.

Спохватились

Правда, в 1973–1974 годах, уже после нескольких катастрофических пожаров, были проведены огневые испытания на фрагментах зданий из ЛМК с различными видами утеплителей. Результатом испытаний явились рекомендации по выполнению ряда компенсирующих мероприятий, таких как гравийная засыпка на покрытиях, устройство наружных пожарных лестниц и другие. Пенополистирол марки ПСБ-С был исключен из группы трудносгораемых материалов. Но только в 1982 году, с принятием СНиП П-2-80 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений», в зданиях первой и второй степени огнестойкости применение ПСБ-С и других полимерных утеплителей было исключено.

Надо сказать, что в течение 70-х и 80-х годов между ведомствами, отвечающими за вопросы пожарной безопасности в стране (ГУПО МВД и ВНИИПО), и Госстроем и Минстроем СССР не раз возникали конфликтные ситуации, которые разрешались с переменным успехом. И все это — на фоне непрекращающихся пожаров, которые происходили по одному «сценарию»: выход огня на покрытие с горючим утеплителем, быстрое распространение по нему и обрушение металлических конструкций.

В 1986 году ГУПО МВД в подразделения были направлены указания, которые должны были улучшить ситуацию. Предписывалось провести пожарно-технические обследования зданий из ЛМК с полимерным утеплителем и выдать предложения по повышению их огнестойкости и противопожарной защиты. Следовало также провести на них пожарно-тактические учения, оказать помощь администрации объектов в обучении персонала правилам пожарной безопасности и в организации ДПД.

Конечно, предлагаемые меры не могли привести к кардинальному изменению ситуации. И пожар на «КамАЗе» только подтвердил это. После изучения специалистами и его, и десятков других крупных пожаров были выявлены закономерности распространения горения по покрытиям зданий из стального профнастила с горючим утеплителем, а также факторы, влияющие на размеры и последствия пожаров на таких объектах. Один из выводов заключался в том, что, если опоздание с обнаружением пожара или сообщением о нем составляет 30 и более минут, предотвратить катастрофическое развитие событий практически невозможно. В этом случае просто нереаль- но в короткое время сосредоточить на объекте необходимое количество сил и средств.

Экстренные меры приняты

Катастрофа на автогиганте заставила строительные ведомства и проектные организации после 25-летней конфронтации с пожарной охраной пересмотреть свои позиции относительно противопожарного нормирования. Интересно привести выдержку из статьи «О неотложных мерах по повышению пожарной безопасности зданий со сгораемыми утеплителями в ограждающих конструкциях», опубликованной в ведомственном журнале «Промышленное и гражданское строительство» в 1994 году. В ней, в частности, говорилось:

«К сожалению, строительные решения, аналогичные принятым на корпусе двигателей, имеют место и на других корпусах «КамАЗа», на Волжском автозаводе, АЗЛК и многочисленных объектах как автомобильной промышленности, так и других отраслей машиностроения, энергетики, гражданского строительства. Назрела острая необходимость принятия экстренных мер по повышению устойчивости подобных зданий и сооружений, выполненных из металла с применением сгораемых утеплителей в ограждающих конструкциях, и по обеспечению их пожарной безопасности, соответствующей современным требованиям…»

Далее в статье предлагался ряд конкретных мероприятий. В их числе такие, как исключение применения горючих утеплителей при проектировании особо важных объектов, составление перечня уже существующих таких объектов и проведение их обследования с целью определения состояния несущих и ограждающих конструкций и другие.

Будем бдительны

После пожара на «КамАЗе» прошло два десятилетия. Произошли большие изменения в структуре пожарной охраны и в надзорных органах, в частности. В новых нормативных документах ужесточились требования к применению полимерных утеплителей. И можно даже сказать, что горькие уроки прошлого в значительной мере учтены. Однако не следует забывать, что за годы «неправильного» противопожарного нормирования и в России, и в странах Содружества были построены тысячи пожароопасных зданий. Они эксплуатируются, и с ними нам жить еще многие десятилетия. Об этом не должны забывать ни те, кто их эксплуатирует, ни надзорные органы. Особого внимания требуют они и со стороны подразделений пожарной охраны. Только при соблюдении этих условий можно предотвратить очередную беду. А прошедшие события должны нам постоянно об этом напоминать.

Кстати, не так давно по телевидению был показан сюжет об открытии в Перми новой линии по производству пенополистирола. И невольно возникает тревожный вопрос — не ждать ли нам нового этапа борьбы с использованием этого горючего материала в качестве утеплителя на кровлях зданий?

Николай Климушин, инженер