Вступил в силу Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 22 Федерального закона «О пожарной безопасности», в соответствии с которым на территории Российской Федерации официально вводится единый номер «112» для вызова всех экстренных служб. Кроме того, теперь органы исполнительной власти субъектов не только обязаны, но и несут ответственность за создание «Системы 112» на своих территориях. Главным координатором работ является МЧС России.
Комментирует ситуацию начальник Национального центра управления в кризисных ситуациях генерал-лейтенант Владимир Викторович Степанов.
С 12 августа вступил в силу федеральный закон, который вносит определенные поправки в действующее законодательство. В первую очередь, это поправки в закон «О пожарной безопасности» (ФЗ № 69), в котором говорится о введении единого номера «112» для вызова всех экстренных служб. Второе — закрепление за всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ответственности и обязанности по созданию «Системы 112» на территории субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что это в целом новый этап в развитии «Системы 112» на территории Российской Федерации. Первые шаги были сделаны в предыдущие годы: проводилась опытная эксплуатация, отрабатывались те методики и направления, по которым необходимо совершенствовать и развивать работу. Сейчас мы приступаем к практической реализации. Кроме того, в этом году принята федеральная целевая программа по развитию «Системы 112», рассчитанная до 2017 года. Девять субъектов Российской Федерации уже получили средства, которые позволят активно приступить к её развертыванию.
Опыт пилотных зон
В двух субъектах РФ — это Курская область и Республика Татарстан — опытная эксплуатация будет завершена уже в этом году. С учетом этого и будет принято решение о развитии системы на территории всех субъектов РФ. Кроме того,
Правительством РФ уже внесены на рассмотрение в Государственную Думу изменения и дополнения в федеральный закон о связи. Основной смысл этих изменений в том, чтобы обязать операторов мобильных телесистем круглосуточно обеспечивать вызов экстренных и оперативных служб по номеру «112». Это будет делаться бесплатно для всего населения страны. Также будут проработаны требования к техническим вопросам, которые определят возможность обнаружения местонахождения звонящего абонента. Это в определенной степени облегчит работу оператора, ускорит возможность координации служб, которые будут задействованы в организации работы по тому или иному вызову.
Номер «112» работает уже по всей территории России, но особенность в том, что работает он по разному. Для примера, позвонив в Ульяновской области по номеру «112», вы попадете к оператору «01», который дальше уже может переключить на других абонентов и подключить к работе экстренные службы. Ещё один пример: если вы наберете номер «112» в Новосибирской области, то попадете к оператору службы «02». И уже этот специалист соединит вас и с пожарной охраной, и с медицинской службой. На данный момент в таком состоянии находится система в отдельных субъектах РФ, в том числе в Москве и Московской области. В этих регионах вам ответит автоответчик, который спросит, с какой службой вас соединить. И только нажав соответствующую кнопку, вы попадете в необходимую вам службу: цифра 1 (на телефоне) — пожарная охрана, 2 — полиция, 3 — соответственно, медицинская помощь, 4 — газовая служба. В некоторых субъектах (но их незначительное количество), позвонив, вы сможете попасть в единую диспетчерскую службу муниципального образования.
Принцип «одного окна»
На сегодняшний день данный номер работает по принципу «одного окна» в двух субъектах РФ —Курской области и Республике Татарстан, а также в рамках пилотной зоны в отдельных муниципальных образованиях Астраханской и Тульской областей.
Что значит принцип «одного окна»? Это означает, что звонящий по номеру «112» соединяется с оператором, который уже в автоматизированном режиме определяет его местонахождение и, в зависимости от ситуации, подает сигнал на любую службу, необходимую в данной ситуации, автоматически. На поступивший сигнал сразу заводится карточка, которая позволяет оператору осуществлять контроль за работой структур и служб по этому вызову. Более того, благодаря современным технологиям и системе «ГЛОНАСС» стало возможным отслеживать в режиме реального времени реагирование служб не только по временному параметру, но и в режиме видеоконтроля. Возможно, это самое важное и главное в принципе «одного окна». Оператор сам определит, какая из служб нужна в помощь. Нужны две службы — приедут представители двух служб, нужны три — прибудут три. Это и есть принцип «одного окна», который исключает противоречия и уменьшает время на реагирование служб по вызову. Это основная задача, которая стоит перед всей «Системой 112». Помощь должна прийти к каждому из нас, и она придет вовремя в максимально короткие и сжатые сроки.
Традиционный подход
Отвечая на вопрос, будут ли работать привычные номера остальных служб, хотелось бы снова вернуться к принципу «одного окна».
Опытная эксплуатация в тех субъектах, которые уже назывались выше (Курская область, Республика Татарстан), позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, анализ показывает, что из 100% звонков, которые поступают от абонентов, 40% — это вызовы, требующие реагирования двух служб, что уже просчитано и определено. Порядка 25% вызовов требуют прибытия трех и более служб. В этом как раз и заключается основная особенность «Системы 112» — время реагирования и прибытия служб по вызовам в субъектах, где система внедрена, сократилось на 15%, а в коммунальной службе — практически в два раза.
Кроме того, введение номера «112» ни в коем случае не отменяет работу номеров «01», «02», «03», «04».Они как были, так и будут работать. То есть «Система 112» даст дополнительную возможность более эффективно и качественно оказывать помощь населению. В Москве и Московской области уже работает номер «112», по которому позвонившему отвечает автоответчик и помогает выйти на необходимую службу.
Что ожидает Москву и москвичей в ближайшее время? Уже в этом году принята федеральная целевая программа, в которой предусмотрены денежные средства для строительства центра в Московской области — это первый шаг, который позволит ввести работу номера «112» на территории области. Что касается Москвы, в этом году будут проведены проектно-изыскательские работы, подготовлен проект, реализация которого начнется со следующего года.
Ожидаемые результаты
Снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута «Система 112», по сравнению с 2010 годом — не менее чем на 300 тыс. человек; снижение числа погибших по сравнению 2010 годом — не менее чем на 15 тыс. человек; сокращение экономического ущерба от ЧС и происшествий на территориях, в которых развернута «Система 112», по сравнению с 2010 годом — примерно на 21 млрд рублей.Из ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013–2017 годы»
Язык общения
По языковому обеспечению… Необходимо отметить, что это очень актуальный вопрос. Сейчас многие регионы развивают направления, связанные с туризмом, с изучением нашей страны. Ведь только на территории Москвы и Санкт-Петербурга ежесуточно находятся сотни и тысячи представителей других стран и регионов. В соответствии с существующим законодательством, право определять, какие языки должны использоваться в работе «Системы 112», предоставлено руководителям субъектов РФ. Это сделано для того, чтобы каждый руководитель с учетом особенностей региона, состава приезжающих, своих внутренних языковых особенностей и тех языков, которые могут понадобиться, определял необходимое количество используемых языков. Как правило, если посмотреть на географию и на то, как на сегодняшний момент это применяется, — это английский, немецкий, испанский, конечно же, русский языки, языки народов, проживающих на территории субъекта. Это тот необходимый минимум, который должен использоваться везде. В этом направлении уже ведется работа, продумывается подготовка специалистов с учетом этих особенностей.
Приоритеты развития
Основные задачи построения «Системы 112» — это развитие нормативно-правовой базы. В частности, необходимо отработать алгоритмы и принять стандарты, которые будут четко регулировать вопросы — кто, как, в какое время должен получать вызов, как будет проходить информация и кто каким образом должен реагировать. Это очень важный вопрос, цементирующий всю систему. Второе направление — это использование работы психологов. Поэтому идет обучение специалистов — операторов «Системы 112» этой работе. Другие ведомства настроены на плавное вхождение в эту работу.
Отрабатывается еще и такое направление — помощь людям с ограниченными возможностями: отправка смс-сообщений, отправка запросов со специальных терминалов в метро, в местах массового пребывания людей, т.е. там, где люди с ограниченными возможностями смогут это сделать максимально быстро и легко.
Безусловно, в процессе реализации программы многие моменты будут отшлифовываться. Главное, чтобы внедрение единого номера «112» приносило максимальную пользу населению нашей страны.
www.mchs.gov.ru