В социально-экономическом плане юг Архангельской области гораздо больше привязан не к Архангельску, а к соседним регионам. На полках магазинов — вологодская и кировская продукция, молодежь предпочитает поступать в вузы Вологодской, Нижегородской областей и Республики Коми.
До Иваново, Костромы и Нижнего Новгорода по автодорогам из Котласа можно добраться за 7 часов — на час больше при очень хорошем раскладе займет путь до Архангельска. От Яренска, что в Ленском районе, до Сыктывкара — около 150 км, до областного центра — почти тысяча.
Такое географическое положение южных районов Поморья накладывает отпечаток на все сферы жизни, в том числе и обеспечение безопасности. Наши огнеборцы зачастую приходят на помощь соседям, и наоборот. «Особенно часто приходилось помогать приграничным поселкам из Кировской области и Коми в 90-х годах, когда было много леса и лесных пожаров, соответственно, тоже», — вспоминают пожарные-старожилы.
Старый опыт не забыт. Летом 2012 года в Вилегодском районе, на границе с Республикой Коми, были проведены масштабные межрегиональные учения, где отрабатывались навыки совместного тушения лесных пожаров.
Котлас: под ударом стихий и катаклизмов
В Котласском районе расположены два категорированных, т.е. особо важных для экономики региона, города — Котлас и Коряжма. В Котласе находится один из трех отрядов федеральной противопожарной службы — ОФПС №2 (остальные два — в Архангельске и Северодвинске). Зона ответственности 2-го отряда распространяется на 5 муниципальных образований — Котлас, Котласский район, Коряжму, Красноборский и Вилегодский районы. Максимальный ранг пожара здесь — 2-й из пяти возможных. Котласские пожарные части, 13-я и 16-я, не могут пожаловаться на недостаток техники: ее много, и вся она в хорошем состоянии. В работе личного состава находится место творчеству: для расчистки территории у 16-й части ребята смастерили настоящий трактор с ковшом, сконструировав чудо техники из запчастей «Волги», ЗИЛа и УАЗа.
Несмотря на достаточную техническую оснащенность и штатную укомплектованность пожарных райцентра, почти все поселковые и деревенские части малочисленны — на смену заступают 2-3 человека вместо положенных пяти. Именно поэтому в глубинке неоценима помощь добровольных пожарных дружин — в Котласском районе их 4. Однако нужно здраво оценивать силы добровольцев — это не профессиональные пожарные, а обычные сельчане с начальной пожарной подготовкой, имеющие чаще всего лишь мотопомпу. Поэтому помощь добровольцев наиболее эффективна только на начальной стадии пожара.
Водные проблемы
Отдельный пласт работы дает правобережье Вычегды; там, в частности, находится старинный городок Сольвычегодск. С «большой землей» правобережье связывают ледовые, понтонные и паромные переправы. Проблемы возникают в межсезонье, которое в 2013-14 г. растянулось до января. В связи с оттепелью в декабре единственная ледовая переправа у 46-го лесозавода, которую обустраивают в Котласе из года в год, не открыта до сих пор.
Вообще, с водной стихией у котлашан особые отношения. Котлас, стоящий в междуречье Северной Двины и Вычегды, ежегодно в период паводка выдерживает удар стихий. Главную опасность ледоход несет автомобильному мосту, опоры которого могут быть повреждены. Лед «запирается» в Великом Устюге, на территории Вологодской области, поэтому в течение апреля экстренные службы двух регионов работают в тесной связке.
Водная специфика района не может не сказаться и на работе пожарных: огнеборцам нередко приходится спасать утопающих. Летом 2007 г. сотрудник ПЧ-48 Владимир Зобов, находясь на выходном, отправился порыбачить. «Улов» оказался серьезным — пожарный вы- тащил из воды тонущую девочку. Аналогичный случай имел место в 2010-м, когда водитель ПЧ-13 Олег Дурапов спас девочку-подростка, не побоявшись ледяной майской воды. В 2011 г. пожарные сняли со льдины двоих мальчишек. В Сольвычегодске было два случая, когда пожарные спасли в общей сложности четверых мужчин, имевших неосторожность ходить по перволедку. «Во время паводка бывают и совсем уж вопиющие случаи, когда «островитяне», обеспеченные всем необходимым, звонят в пожарную охрану и требуют привезти… спиртное. А вот еще случай: пенсионер обратился к спасателям с просьбой привезти хлеба. Из трех привезенных буханок он взял только половину — мол, скучно мне одному, завтра снова приедете», — вспоминает начальник ОФПС №2 Александр Коршунов.
Существенная разница
Основные происшествия на юге области не отличаются от общероссийских — пожары, ДТП, аварии на объектах ЖКХ, происшествия на воде. Но, взглянув на сводки происшествий, нельзя не отметить печальную тенденцию — в Котласе и Котласском районе происходит множество очень серьезных ЧП. На 30-километровой трассе Котлас — Коряжма регулярно случаются страшные аварии, уносящие человеческие жизни. Еще свежа в памяти трагедия, когда на «Ниве» разбились насмерть пятеро подростков.
Крупные пожары, взрывы газа, гибель людей на воде — все это, к сожалению, характерно для Котласа. В то же время соседний город Коряжма демонстрирует противоположные показатели — в этом городке ДТП и пожаров практически не происходит.
В чем причина столь разной ситуации с безопасностью в двух похожих городах? Котлас насчитывает примерно 80 тыс. жителей — это в два раза больше, чем в Коряжме. Коряжма — более молодой город, здания и инфраструктура там находятся в заметно лучшем состоянии. В «городе бумажников» практически нет деревянных домов, а в Котласе — обширная деревянная периферия. Коряжма компактна в отличие от «разбросанного» Котласа; дорога на Коми, недавно ставшая федеральной собственностью, идет по окраине города.
Котлас — крупный транспортный узел, через который проходят многочисленные автомобильные, железнодорожные и авиамаршруты. Аварии на дорогах стали следствием, в том числе, улучшения уровня жизни населения — машину, а то и две, имеет практически каждая семья. В то же время автодорога, соединяющая два города и ведущая на Коми и Киров, не соответствует современным нагрузкам. Качество покрытия неплохое, но трасса не справляется с транспортным потоком, т.к. имеет всего две полосы, а самые серьезные аварии, как известно, случаются именно при обгоне. Дорога активно используется грузовым транспортом — лесовозы не только разбивают дорогу, усугубляя колейность, но и часто становятся участниками аварий.
Технический прогресс, наряду с плюсами, имеет и минусы, например, увеличение количества дорожных аварий. Наряду со спасателями, пожарные Котласа и Коряжмы также выезжают на ДТП и при необходимости могут произвести деблокацию пострадавшего, оказать доврачебную помощь.
В надзоре — сила
Главное в работе спасателя — не ликвидировать происшествие, а не допустить его. В Котласе есть два объекта, вызывающие особо пристальное внимание пожарного надзора — это частично деревянные здания психоневрологического интерната и дома-интерната для престарелых. Пожарные отмечают и общероссийскую проблему — большое количество неблагополучных, пьющих семей. Такие люди (по району их насчитывается около 300 человек) несут повышенную опасность для себя и соседей. В 2013 г. при пожарах погибли 17 человек, все — в нетрезвом виде. Нередки случаи, когда по вине соседей-алкоголиков гибнут добропорядочные люди. Увы, нормативно-правовая база в этом отношении не проработана, и добиться выселения опасного соседа практически невозможно. Профилактическую работу с «пожароопасными» гражданами в деревнях ведут пожарные — за каждым закреплено определенное количество домов. Сотрудники спасательного ведомства также проводят уроки безопасности со школьниками и детсадовцами. В городе профилактика пожаров ложится на плечи участковых и пожарных инспекторов.
Что касается пожарного надзора, особую тревогу инспекторов вызывает снижение нагрузки на бизнес в плане безопасности. Например, при обустройстве магазина в жилом доме необходимо, чтобы его система вентиляции не пересекалась с общедомовой. В противном случае пожар в торговой точке вызовет задымление во всем доме. Но заставить предпринимателя строить объект по правилам инспекторы не могут.
— В последние годы функции пожарного надзора были значительно ослаблены. В отводе земельного участка, проектировании и комиссии по приемке объекта в эксплуатацию пожнадзор участия не принимает — следствие изменений, внесенных в Градостроительный кодекс. Это плохо, т.к. практически все объекты сдаются с нарушениями, устранить которые на этапе проектирования легче, чем переделывать уже построенное здание. Лет через 5 мы будем пожинать плоды такого подхода и впоследствии обязательно вернемся к старой системе согласований, — считает начальник отдела надзорной деятельности по Котласу и Котласскому району Александр Васюков.
Рука об руку с пожарными работают котласские спасатели. В прошлом году служба переехала в новое кирпичное здание. На специалистов Котласской городской службы спасения ложится нагрузка по деблокации пострадавших в ДТП, разбору завалов при взрывах. К сожалению, в КГСС сократили кинологический расчет, хорошо зарекомендовавший себя в работе на техногенных завалах и в поиске пропавших в лесу.
Спасатели с