Пока мы ехали в райцентр — поселок Малая Пурга, что в 40 километрах от Ижевска, заместитель начальника отдела организации пожаротушения ГУ МЧС России по Удмуртской Республике В.Г. Чуковин рассказывал, как принятый в 2011 году Федеральный закон № 100 сыграл для республики роль катализатора в развитии добровольчества. Первые же подразделения
ДПО появились в Удмуртии еще в середине 50-х годов прошлого столетия. Наш журнал, кстати, в одной из недавних публикаций упоминал об одной такой ДПК, созданной в селе Большая Уча Можгинского района.
Уже в те далекие годы команда практически не отличалась от современных подразделений. Охрану села доверяли двум механизаторам, на вооружении которых находилась собранная из запчастей автоцистерна. И даже льготы были, вернее, льгота — после очередного выезда на пожар огнеборцам выдавали мешок муки или пуд зерна…
Воды с тех пор утекло немало, но потребность в добровольцах в республике ощущалась всегда. И даже в «лихие» 90-е в той же Большой Уче ДПК увеличили, придав ей еще одну автоцистерну. А в 2010 году между правительством Удмуртии и общественной организацией ВДПО было заключено соглашение о сотрудничестве. В документе определялись меры по привлечению граждан к профилактике и тушению пожаров, в том числе и в составе добровольных формирований.
Федеральный сотый закон вышел очень кстати, когда руководство республики взяло курс на стопроцентное прикрытие территории пожарными подразделениями. В дополнение к 11 подразделениям ФПС и 15 субъектовым создали 120 отдельных постов. Но и этого было бы недостаточно, если бы при пожарных частях и постах не организовывались ДПК. Именно добровольные формирования и позволили взять под защиту самые отдаленные населенные пункты республики.
— Сегодня добровольцы оказывают нам весьма существенную помощь, — говорит Чуковин. — Взять, к примеру, Можгинский район. Здесь добровольные подразделения отличаются самостоятельностью и могут потушить пожар, не дожидаясь профессионалов. В этом году на их счету уже три ликвидированных пожара.
Значимость деятельности добровольцев подтвердил и встретивший нас в Малой Пурге временно исполняющий обязанности начальника районной ПЧ Денис Чураков. В пожарном депо на шесть выездов свое место отведено и технике ДПК — новенькой «Катюше» на базе «ГАЗели». Автомобиль укомплектован рукавом высокого давления, а также специальным разбрызгивателем для борьбы с травяными палами.
Одного из дежуривших в этот день добровольцев мы застали за изучением руководящих документов. По основной работе Дмитрий Панфилов — оператор местной котельной. Он охотно рассказал об условиях несения вахты. Дежурят только днем, в остальное время суток — дома на телефоне. В качестве льготы — освобождение от земельного налога. Второй доброволец, Николай Шалаев, трудится на пилораме. График работы также позволяет совмещать дежурство в ДПК. Если учесть, что в собственности у него 50 соток земли, которые он сдает в аренду, освобождение от земельного налога — весьма существенная экономия для семейного бюджета.
Кроме пожарной части субъектового подчинения и финансирования, Малопургинский район охраняют 5 отдельных постов. Их дислокация позволяет охватить все населенные пункты района, наиболее удаленный из которых находится в 30 км от ПЧ. А общее число добровольцев в районе составляет 273 человека. Все застрахованы, все пользуются льготами.
Знакомясь с ДПК при части, невольно обращаешь внимание на техническую вооруженность добровольцев. Оборудование для тушения тонкораспыленной водой на «Катюше» сделает честь и профессионалам. Кроме того, автомобиль укомплектован мотопомпой, бензоводяным переносным распылителем для тушения низового лесного пожара. Радуют глаз новенькие боевки и прочая экипировка бойцов.
— И вооружение и подготовка наших добровольцев позволяет им самостоятельно выезжать на возгорания травы, мусора и даже в качестве первого ствола на квартирные пожары, — говорит Денис Чураков.
Хорошая техническая обеспеченность добровольцев характерна, как выяснилось в дальнейшем, не только для Малой Пурги. Это результат целенаправленной политики правительства Удмуртии. В следующем году правительство трижды принимало постановления, направленные на укрепление и поддержку ДПО. Средства в размере 5 млн предназначались для выплат компенсаций за использование личного транспорта, страхования жизни и других социальных льгот добровольцам. Но, пожалуй, еще большее значение имеет постановление, принятое в начале 2013 года. Согласно этому документу, деньги из бюджета республики перечислялись в муниципальные образования целевым назначением — на обеспечение первичных мер безопасности в границах населенных пунктов, в том числе и на финансовую поддержку ДПО.
В деревне Большое Волково, например, члены добровольной пожарной команды из шести человек тоже не жалуются на техническое оснащение. Есть автоцистерна, специальное оборудование.
— На средства республиканского субсидирования мы закупили мотопомпу, рукава, произвели опашку деревень, стимулируем наших огнеборцев, — говорит глава муниципального образования «Большое Волковское» Нина Бортникова. — Субсидирование с каждым годом увеличивается, в этом году мы получили 70 тыс. рублей.
Впрочем, поддерживает добровольцев и руководство сельхозпредприятия, уже на свои средства собираясь приобрести для ДПК новую пожарную машину стоимостью 1,5 млн рублей.
Так, благодаря совместным усилиям правительства Удмуртии, ГУ МЧС России по УР и органам местного самоуправления, добровольные формирования в республике стали действенным и весомым подспорьем профессиональным подразделениям в борьбе с пожарами.
Сегодня наряду с подразделениями ФПС и субъектовыми пожарными частями республику охраняют 207 ДПК. Кроме того, на предприятиях и в учреждениях создано 267 ДПД, а общее число добровольцев составляет 8576 человек. Все они прошли первоначальную подготовку по специальной программе на базе учебных центров Удмуртии и соседнего Татарстана, учебных пунктов и пожарных частей, где отрабатывались практические навыки.
Николай Смирнов