Алексей Петрович Давыдов
На Северном Кавказе — новоселье: в один из последних майских деньков глава МЧС России Владимир Пучков в Пятигор­ске перерезал традиционную алую ленту и открыл новое здание межрегионального ЦУКСа, способного эффективно управлять силами и средствами спасения на территории одного из самых опасных, с точки зрения рисков, федеральных округов — Северо- Кавказского. Хорошо оснащенный новейшей электронной техни­кой, укомплектованный квалифицированными кадрами, центр, по словам министра, позволит более оперативно решать задачи по прогнозированию и профилактике чрезвычайных ситуаций, обеспечит грамотное реагирование на различные опасности и угрозы. «Здесь будут внедряться новые технологии, формироваться специальные базы данных», — сказал министр.
ФОТОКОНКУРС "КРУПНЫМ ПЛАНОМ"
Редакция «Пожарного дела» объявляет юбилейный  фотоконкурс, посвященный 120-летию выхода в свет первого номера журнала.
Исторический календарь
Июль
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Публикации по темам

Автолестница сдает экзамен

23 Января 2013

Межведомственная комиссия в 2012 году рекомендовала к серийному производству пожарную автолестницу АЛ-30 43253 модель 04 ПС с колесной формулой 4Ч2 производства ООО «Пожарные системы». Своим мнением о новой автолестнице решили поделиться члены межведомственной комиссии — участники приемочных испытаний.

Стоит отметить, что автолестница указанной модели в качестве опытного образца в 2009 году была поставлена на боевое дежурство в СПЧ на одном из объектов Пензенской области и в ходе эксплуатации зарекомендовала себя как надежная техника, отвечающая самым высоким требованиям.

В чем же отличие нового подъемного устройства от тех, что эксплуатируются сегодня в подразделениях ГПС МЧС России?

Прежде всего, автолестница компактна по своим основным габаритам: длина 8,9 м, высота 3,55 м. Это позволяет без труда разместить ее в существующих типовых пожарных депо.

Телескопический пакет колен из пяти секций в высокоточном исполнении выдвигается плавно и четко. К тому же он не выступает спереди далеко за пределы кабины, и водитель может не опасаться зацепиться за что-либо при движении. Короткое базовое шасси имеет меньший радиус поворота, что опять же дает больше возможностей для маневра на узких городских улицах и во дворах, где всегда масса припаркованных автомобилей.

Для подъема на платформу к рабочему месту оператора имеются четыре лестницы — две сзади и две по бокам автомашины.

Для размещения ПТВ предусмотрены два вместительных отсека. Масляный бак и силовая часть АЛ (КОМ и основной гидравлический насос) расположены традиционно, как на аналогах, но за счет двигателя «Cummins», которым комплектуется шасси, не наблюдается привычного шума при работе агрегатов, что позволяет оператору без напряжения слышать и передавать команды по громкоговорящей связи при работе на пожаре.

Масса снаряженной АЛ всего 15 т, что хорошо сказывается на динамике передвижения машины. При испытаниях на прямом участке дороги была легко достигнута скорость 100 км/час. Отмечен и сравнительно небольшой фактический расход топлива — приблизительно 32 литра на 100 км.

При проведении статических и динамических грузовых испытаний членами комиссии отмечалась плавная работа не только пакета колен, но и других узлов и агрегатов автолестницы. Разработчики применили конструкторские наработки известных отечественных и зарубежных производителей. Пакет колен телескопической лестницы имеет высокоточное исполнение, что подтверждается отсутствием люфтов при работе. На нем установлены «вытянутые» стальные канаты (тросы выдвигания-сдвигания) импортного производства, поэтому их заводская регулировка сохраняется на весь срок эксплуатации АЛ.

При повороте стрелы не отмечается люфт в зацеплении шестерня поворота — венец опорно-поворотного устройства, так как редуктор имеет крепление, обеспечивающее регулировку зазора в этом соединении. Данная конструкция очень напоминает технологию, применяемую на автолестницах фирмы «BRONTO SKYLIFT». Заимствованы у зарубежных аналогов и регулируемые направляющие подшипники скольжения (скользуны) опорных балок, чтобы машина не раскачивалась на опорах во время работы. Изготовители данной модели АЛ предложили разработанную на предприятии коробчатую конструкцию опорной рамы, по представленным расчетам достаточно жесткую, что подтвердилось в процессе статических и динамических грузовых испытаний: отрыва опор от поверхности земли не произошло. Согласно ГОСТу при полной нагрузке в люльке (в нашем случае 200 кг) вершина стрелы не должна прогибаться более 0,5 метра, испытания показали результат 0,2 метра.

При динамических испытаниях, кроме других обязательных, была определена грузоподъемность АЛ при работе в качестве крана. Автолестница поднимает груз в три тонны вместо предусмотренных ГОСТом двух тонн, что подтверждает хорошую прочность и устойчивость конструкции.

Вызвала интерес у членов комиссии и оригинальная конструкция крана-манипулятора, где вместо традиционной подвесной скобы на базовом колене установлен крюк с гидравлической лебедкой. Как выяснилось, конструкция пока не совсем отработана — при большой длине троса без нагрузки при испытаниях происходило скручивание тросов полиспаста. Однако авторы изобретения уверены, что эта проблема в дальнейшем будет решена, а пока потребитель будет довольствоваться подвесной скобой. Проверка работы системы бокового выравнивания пакета колен с грузом 210 кг тоже показала хорошую плавность работы.

Люлька, которой снабжена АЛ, может автоматически складываться и оставаться на пакете колен при движении, а при необходимости быстро приводиться в рабочее положение. Быстросъемные гидравлические соединения позволяют отсоединить люльку и вместо нее установить узел крепления спасательного рукава. Но сейчас разработчики уже спроектировали вариант с креплением рукава непосредственно в полу люльки. На фронтальном поручне легко устанавливается лафетный ствол, которым оператор может управлять автоматически с основного пульта. Дополнительный пульт управления с монохромным дисплеем установлен в самой люльке. По нему можно отслеживать высоту, вылет стрелы и другие параметры работы АЛ.

Согласно требованиям национального стандарта был проведен полный комплекс испытаний при имитации работы автолестницы на поверхности с уклоном 6°. При этом были достигнуты положительные результаты по всем параметрам.

Вместе с тем, несмотря на явные преимущества новой автолестницы по срав-нению с существующими, комиссией были отмечены и некоторые недоработки. У автомобиля отсутствует отсек для хранения спасательного рукава, нет жесткого крепления пожарно-технического вооружения и табличек с указанием его размещения. Так что у создателей есть возможность улучшить конструкцию АЛ.

Надо сказать, что коллектив разработчиков ООО «Пожарные системы» имеет немалый опыт и в модернизации быстро стареющего парка высотной техники. Например, на автолестницах ПМ-506 и Л 21 производства ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) конструкция пакета колен заменяется на более современную, переоборудуется система выдвигания лестницы и т. д.

В настоящее время коллектив ООО «Пожарные системы» работает над созданием автолестницы с высотой подъема вершины стрелы на 52 м. Можно надеяться, что и этот автомобиль совместит в себе последние достижения в области пожарного машиностроения.

Члены межведомственной комиссии Александр Смирнов, ст. научный сотрудник ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Дмитрий Астахов, начальник СПЧ-6 г. Заречный Пензенской области



Опрос

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях.

Ответить
подписка на рассылку