В истории Российской пожарной охраны едва ли найдется фигура более значимая, чем князь Александр Дмитриевич Львов. С юношеских лет увлекшийся защитой от огня собственной усадьбы в Стрельне, потомок Великого князя заложил основы для формирования как добровольной, так и профессиональной пожарной охраны в современном нашем понимании.
В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения А.Д. Львова. Российские пожарные помнят «огненного князя». А вот материальная составляющая этой памяти оставляет желать лучшего. Об этом разговор по существу.
В один из первых весенних дней большой друг и постоянный автор журнала, наш главный исторический эксперт Юрий Иванович Харин пригласил меня на не совсем обычную встречу. Во всяком случае, так мне показалось — уж слишком многозначительными были слова Юрия Ивановича. И я не ошибся, наш историк действительно сумел удивить: в полупустом московском кафе вместе с Хариным за столиком сидел человек, внешность которого сразу напомнила мне одну из величайших фигур в Российской пожарной охране — князя Александра Дмитриевича Львова.
— Представитель рода князей Львовых, генеалог и хранитель памяти старинного дворянского рода Илья Соснер.
Я смотрел и не мог оторваться: добавить только бороду… и знаменитый портрет оживает на глазах в лице потомка Львова.
Разговор начинается сразу и достаточно бурно.
— Надо что-то делать, чтобы сохранить память о князе Львове, о начатом им замечательном движении пожарного добровольчества. Ведь это фактически исторические корни, опыт, который спустя столетие выражен сегодня в форме федерального закона «О добровольной пожарной охране».
Илья Юрьевич волнуется, говорит эмоционально, и начинаешь понимать: есть в нем не только внешнее сходство с исторической родней, но и внутренняя хватка, уверенность в себе.
На самом деле Илья Соснер — правнук другого князя, Валериана Львова, менее известного, но приходящегося «пожарному» князю родней. И не случайно по энергетике, решительности в достижении цели Илья Юрьевич Соснер больше похож на дальнего родственника — Александра Дмитриевича.
— Надо реально приложить усилия для увековечения памяти князя Львова! И совсем не потому, что он мне родня… Что у нас в России сегодня есть памятного о пожарной охране? Кончаевский музей на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, и все?! Да, есть музеи и пожарно-технические выставки на местах, есть уцелевшие пожарные каланчи XIX — начала XX веков.
А вот единого центра, да еще так тесно связанного с интересным историческим именем — нет!
— Я бы начал с того, — включился в разговор Юрий Иванович Харин, — чтобы на базе Академии государственной противопожарной службы или Санкт-Петербургского университета ГПС запланировать проведение ежегодной или пусть раз в два-три года научно-исторической конференции имени князя Львова. Сегодня, когда в МЧС России всерьез занялись вопросами воспитания, сохранения традиций, развитием музейного дела, такая конференция могла бы сыграть полезную практическую роль, привлекая молодежь: курсантов, слушателей, молодых ученых и даже… коллекционеров. Да и для ветеранов пожарной охраны и гражданской защиты материалы таких конференций будут просто находкой — лекции по ним читать можно будет. Думаю, что можно привлечь к этому делу и наши институты — ВНИИПО и ВНИИ ГОЧС. Одним словом, связать историю в чрезвычайном ведомстве с князем Александром Дмитриевичем Львовым.
Пытаюсь остановить Юрия Ивановича: уж слишком глобальное предложение. Возможно, и следует «довести» его до удобочитаемого документа, но, с практической точки зрения, первым шагом в справедливом, на мой взгляд, восстановлении исторической памяти князя Львова на самом деле может и должна стать научная конференция его имени.
— И повод для такой конференции есть абсолютно подходящий: 120-летие журнала «Пожарное дело», основателем и первым редактором которого был Александр Дмитриевич Львов! Ох и хитер Илья Юрьевич, сразу все сопоставил, сориентировался:
— А еще бы ввести именную стипендию в эмчеэсовских вузах…
— И непременно медаль изготовить! Имени «огненного князя» и 120-летия «Пожарного дела». А награждать такой медалью можно сразу несколько категорий достойных людей: и профессионалов — пожарных-спасателей, и добровольцев, и тех, кто занимается историей, и авторов старейшего журнала.
— Только вот одно предложение: если и делать медаль имени князя Львова, то двух видов — нагрудный знак и памятную настольную. И, конечно же, по всем правилам геральдики. А то сейчас каких только медалей можно в киоске приобрести… Да вот же в «Пожарном деле» за прошлый год на обложке: у мальчишки из кадетского класса вся грудь в медалях, как и у ветерана-полковника. Что это — уникальные заслуги юного дарования или полная, а может быть даже преступная глупость «педагогов», не побоюсь сказать в кавычках. Девальвация наградного дела! Ведь даже знак ГТО надо было зарабатывать потом…
Не хочется, чтобы разговор по существу превращался в спор, а потому стараюсь сдерживать участников, хотя мысли-то высказываются о наболевшем. Вот так князь Львов через столетие оказывает на нас влияние.
А Илья Соснер продолжает:
— Я вам писал в журнал о ситуации, которая возникла в Стрельне: там решили, и правильно решили, поставить Александру Дмитриевичу памятник.
Встречи и последующие переговоры, к сожалению, не привели к результату, которого ждал Илья Соснер: было принято решение поставить в Стрельне бюст князя Львова работы другого питерского скульптора — Анатолия Блонского… Уже потом Сергей Владиславович Крюков объяснил мне по телефону, что, к сожалению, далеко не всегда можно противостоять «вкусовому» подходу в условиях, когда выступаешь в роли просителя. Деньги-то на сооружение памятника спонсорские… Кто платит, тот и музыку заказывает. Это, так сказать, одна сторона медали. Но есть и другая: памятник-бюст «огненному князю» А.Д. Львову, наконец, будет поставлен. И есть уверенность, что когда этот номер журнала выйдет в свет, состоится его открытие. Но это уже другая история…
А пока хочется предложить всем читателям нашего журнала принять участие в обсуждении темы сохранения исторического наследия «огненного князя России» Александра Дмитриевича Львова. Будем рады всем вашим предложениям!
Из письма И. Соснера в редакцию журнала «Пожарное дело»:
«Проект «Памятник князю А.Д. Львову» был задуман давно, и тогда же мною изготовлен бюст князя-огнеборца. С этим бюстом я несколько раз ездил в Санкт-Петербург и в Стрельну, где встречался как с пожарными местной команды, носящей имя князя, так и с руководством МО (муниципального образования) поселка Стрельна. Тогда же познакомился и с его главой — Сергеем Владиславовичем Крюковым.Прошли годы...
Нынешней весной мне пришло письмо. Вот оно: «Илья Юрьевич! Если помните, мы встречались во Львовском дворце в Стрельне в муниципалитете в 2009 году. Очень прошу связаться со мной по вопросу памятника (бюста) Львову в Стрельне, мы в этом направлении достаточно продвинулись. Хочу обсудить возможность Вашего участия в проекте. С уважением, глава МО Стрельна Сергей Крюков»…
Алексей Давыдов, главный редактор журнала «Пожарное дело»