Лесопожарная обстановка в Забайкальском крае резко обострилась 13 апреля из-за сухой погоды и сильных порывов ветра. Всего лишь за сутки кратно увеличилась площадь пожаров. Под угрозой оказались жители десятков населенных пунктов и дачных кооперативов.
Губернатор Константин Ильковский объявил на территории региона режим чрезвычайной ситуации.
Откуда пришёл огонь?
Что стало истинной причиной пожаров в Забайкальском крае? На эти вопросы пытались ответить на совещании при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе Николае Рогожкине.
Как отметил и. о. руководителя Государственной лесной службы Забайкальского края Вячеслав Ланцев, все специальные ведомства были подготовлены к профилактике и тушению пожаров. По его мнению, причина трагедии, приведшей к колоссальным убыткам и гибели людей, — безответственное отношение граждан к мерам противопожарной безопасности.
— Жители в большинстве своем не соблюдают правила противопожарной безопасности, а потому и все наши усилия оказались малоэффективными, — подчеркнул Ланцев. — Сейчас мы можем свалить вину на забайкальцев, на природу. Но почему в таком случае в комплекс мероприятий не был включен порядок работы с населением? — возразил Николай Рогожкин. — Нужно плотно работать с людьми. У нас есть руководители всех уровней, учителя в школах, преподаватели в вузах. Почему бы не сделать во всех учебных заведениях края час противопожарной безопасности?
Этим вопросом нужно заниматься ежедневно — привлекать работников прокуратуры, проводить профилактические мероприятия среди охотников, рыболовов, чабанов. Надо признать, что в этом плане у нас серьезная недоработка.
Полпред поделился и впечатлениями от увиденных с борта вертолета горящих территорий:
— Я не могу осознать, как в одно и то же время в разных точках Забайкалья загорелся лес. Горят такие места, куда невозможно добраться.
На это Вячеслав Ланцев ответил, что 90% всех возгораний произошло по вине граждан и вообще складывается впечатление, что это специальные поджоги.
Беспощадная стихия
Безусловно, нельзя списывать со счетов и роль природной стихии.
«Огонь в считанные секунды перекидывался на 500 метров. Несмотря на распашку и минерализованные полосы, противостоять ему было сложно. Пламя двигалось с четырех сторон — это был настоящий огненный шторм, — пояснил главный государственный инспектор России по пожарному надзору Борис Борзов. — С нами в Забайкалье приехали ученые из Всероссийского научно- исследовательского института противопожарной обороны и Академии государственной противопожарной службы МЧС России. Они обобщат выводы, полученные при анализе случившегося в Забайкалье. Данные материалы необходимо будет передать в другие субъекты страны».
В дополнение ко всему сказанному с докладом о причинах возгораний выступил вице-премьер правительства Забайкальского края, председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности региона Геннадий Чупин. Одной из первых причин он назвал климатические особенности.
— На протяжении восьми лет в Забайкалье наблюдается засушливый период — с января практически нет полноценных осадков. Кроме того, ранее эксплуатировашиеся пастбища на сегодняшний день остались без хозяев — бывшие места выгула скота и сенокосов заросли травой, — перечислил Геннадий Чупин. — Лесная отрасль уже не работает в прежних объемах, поскольку из нее ушли крупные предприятия. В лесах ведутся незаконные порубки, последствие которых — захламление лесов.
По словам вице-премьера, в начале апреля ситуация с пожарами в крае не оценивалась как критическая — количество возгораний варьировалось от пяти до девяти, при этом не было ни одного лесного пожара. Шквальный ветер 13 апреля расширил площади возгораний.
— Уверенно можно сказать, что сыграл свою роль и человеческий фактор. Оценивая произошедшее, мы пришли к выводу, что причиной возгораний жилого сектора были не лесные пожары, а палы травы и неосторожное обращение с огнем, — акцентировал внимание Геннадий Чупин.
Еще одна сложность, мешающая быстрому устранению возгораний, — отсутствие собственной авиации.
«Мы давно ставим вопрос о базировании авиации МЧС в Забайкалье. Край мог бы стать в этом плане неплохой стартовой площадкой для Республики Бурятия и Амурской области», — убежден Чупин.
И, конечно, наиглавнейшая беда региона — дефицитный бюджет. По словам губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, тушение пожаров — это переданные на уровень региона федеральные полномочия, исполнение которых должно быть подкреплено федеральными деньгами. — Ежегодно стоимость тушения пожаров составляет 100–110 млн рублей, которые должны авансироваться. Мы же получаем порядка 27 млн, — сообщил Константин Ильковский.
Из-за недостаточного финансирования сложилась кредиторская задолженность в объеме 77 млн рублей, создающая проблемы для привлечения сил и средств по договору.
В ответе за свою территорию
В завершение заседания полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе озвучил ряд мер по борьбе с пожарами в Забайкальском крае и по ликвидации последствий стихии: — Побывав на местах возгораний, я отметил, что многое сделано для борьбы с пожарами со стороны руководства региона и муниципальных образований. Быстро сориентировались по ситуации, благодаря чему удалось минимизировать потери, — подчеркнул полпред.
Юлия Болтаевская, газета «Забайкальский рабочий», специально для журнала «Пожарное дело»,
Александр Зеленков
Алексей
ЖЕГУЛИН